Найти в Дзене
Куприянова

Квантовая литература ⚛️

Меня зовут Марьяна Куприянова, я пишу прозу уже 17 лет и сегодня расскажу о своей теории. Я искренне верю, что сюжет любой книги происходит на самом деле, а персонажи — действительно живы и действуют, НО это происходит строго в тот период времени, когда книгу читают. Стоит её закрыть, и все внутри нее умирает, останавливается, затихает. Все живое и энергичное, что было в книге, становится статичным воспоминанием в нашей памяти, оно больше не развивается, оно завершено как феномен и теряет все то, что делало его правдоподобным в нашем восприятии. Герои реальны, пока мы читаем о них, волнуемся и сопереживаем, влюбляемся в них, подражаем им. Мы ведь действительно верим, что они существуют, и порой даже надеемся встретить знакомое лицо в людном месте (по крайней мере, у меня и моих читателей ровно так). Сюжет реален, пока взгляд бежит по строчкам, а мозг в напряжении ожидает, что же случится далее, чтобы удивиться, испугаться, обрадоваться. Ведь все, что происходит в поле нашей фантазии (и

Меня зовут Марьяна Куприянова, я пишу прозу уже 17 лет и сегодня расскажу о своей теории.

Я искренне верю, что сюжет любой книги происходит на самом деле, а персонажи — действительно живы и действуют, НО это происходит строго в тот период времени, когда книгу читают. Стоит её закрыть, и все внутри нее умирает, останавливается, затихает. Все живое и энергичное, что было в книге, становится статичным воспоминанием в нашей памяти, оно больше не развивается, оно завершено как феномен и теряет все то, что делало его правдоподобным в нашем восприятии.

…если дальше развивать эту теорию квантовой литературы, можно прийти к выводу, что книга не закончена вплоть до того момента, пока первый читатель не откроет её и не прочтёт.
…если дальше развивать эту теорию квантовой литературы, можно прийти к выводу, что книга не закончена вплоть до того момента, пока первый читатель не откроет её и не прочтёт.

Герои реальны, пока мы читаем о них, волнуемся и сопереживаем, влюбляемся в них, подражаем им. Мы ведь действительно верим, что они существуют, и порой даже надеемся встретить знакомое лицо в людном месте (по крайней мере, у меня и моих читателей ровно так). Сюжет реален, пока взгляд бежит по строчкам, а мозг в напряжении ожидает, что же случится далее, чтобы удивиться, испугаться, обрадоваться. Ведь все, что происходит в поле нашей фантазии (и во снах тоже), мозгом воспринимается как реальность, это научно доказано.

Таким образом, если и дальше развивать эту теорию квантовой литературы, можно прийти к выводу, что книга не закончена (и сюжет ее нереален) вплоть до того момента, пока первый читатель не откроет её и не прочтёт. Автор запускает процесс, в результате которого сюжет книги становится автономным микромиром, функционирующим по своим законам, а читатель этот процесс точечно поддерживает.

Читатель — всегда со-творец, он насыщает «внутренность» книги жизнью, он придаёт выдумке правдивость, он претворяет фантазию в реальность — на строгий промежуток времени, но это происходит. Пока никто не читает книгу, она мертва, её нет, героев не существует, а сюжет не случился. Пока никто не читает книгу, выдумка остаётся выдумкой и с реальным миром не соприкасается: персонажи не родились, не встретились, ничего не сделали, не сказали, их просто нет; события не заполнили хронологическую нишу, не увязли в причинно-следственных связах.

Не произошло вообще Н И Ч Е Г О.

…свет ведёт себя и как волна, и как частица, в зависимости от того, фиксируют ли приборы течение эксперимента или нет.
…свет ведёт себя и как волна, и как частица, в зависимости от того, фиксируют ли приборы течение эксперимента или нет.

Вы, должно быть, слышали о таком явлении в квантовой механике как суперпозиция. Ее частный пример — двойственная природа света или корпускулярно-волновой дуализм. Суть в том, что свет (но на самом деле не только свет, а даже просто электроны!) ведёт себя и как волна (оставляя на экране след интерференции — много полос), и как частица (две полосы), в зависимости от того, фиксируют ли приборы течение эксперимента или нет. Иными словами, результат меняется от факта наблюдения — и только от него.

Этот же феномен, кстати, используют как один из аргументов о симуляции Вселенной.

До открытия коробки кот пребывает в суперпозиции, и факт нашего наблюдения (открытие коробки) заставит волновую функцию кота схлопнуться до одного четкого результата
До открытия коробки кот пребывает в суперпозиции, и факт нашего наблюдения (открытие коробки) заставит волновую функцию кота схлопнуться до одного четкого результата

Двойственность одного и того же явления фиксируется эффектом наблюдателя: немыслимо, но это факт. Существует и более популярный и понятный всем пример кота Шрёдингера: находясь в коробке с ядом (распространение яда может случиться спонтанно и непредсказуемо), для нас кот одновременно жив и мёртв. Мы не узнаем истинное положение вещей, пока не откроем коробку. До открытия коробки кот пребывает в суперпозиции, и факт нашего наблюдения (открытие коробки) заставит волновую функцию кота схлопнуться до одного четкого результата.

Эти два примера принципиально важны, чтобы уловить суть теории квантовой литературы.

Я веду вас к мысли, что в литературе есть подозрительно схожий парадокс: описанное в книге (вместе с героями) для нашего мозга реально в момент, когда её читают, но при этом выдумано — в момент, когда её не читают. Развитие сюжета по мере чтения заставляет нас верить в происходящее, как в уже случившиеся события, и сопереживать вплоть до катарсиса. Когда книга прочитана и закрыта, эффект исчезает, точно так же, как он не способен на нас подействовать ДО того, как мы книгу откроем, начнем читать и тем самым оживим ее содержимое.

-4

Судя по наблюдениям, квантовая механика работает не только в субатомном мире, но и в макромире областей нашей жизни, включая искусство; в ней ничего не понятно, но очень захватывающе. Для человека реальность ограничена его органами чувств, и ничего за этой границей (как будто бы) нет. Но я думаю, все-таки есть что-то ещё, для чего у нас пока нет каналов восприятия. А если так, то реальность не может быть объективна.

Квинтэссенцией восприятия я считаю наше воображение (в нем, как на оси координат, все сходится), которое как раз и определяет, что для нас временно-реально, а что нет: сон ли, сюжет книги или фильма; наши грёзы или вызванные нарушенной психикой фантомные события у нас в голове; сказанная кем-то ложь; действительность, в которой мы живём или полагаем, что живём. Все это, на мой взгляд, примеры «субреальностей в суперпозиции», и их подлинность может менять свою полярность в любой момент в зависимости от того, смотрим мы в коробку или нет.

Хотелось бы закончить свои размышления прекрасной цитатой Фейнмана:

«Думаю, я могу ответственно заявить, что никто не понимает квантовую механику. Если есть возможность, прекратите спрашивать себя «Да как же это возможно?» — так как вас занесёт в тупик, из которого ещё никто не выбирался».

Эту статью еще можно было назвать так: «Вот, что бывает, когда после шести лет филфака начинаешь интересоваться естественнонаучными дисциплинами».

Спасибо за прочтение!

я в телеграм: t.me/kupriyanovaya

я в вк:
https://vk.com/kupriyanovayaya

я в инстаграм:
https://www.instagram.com/kupriyanovaya_/

#книги #писатель #писательский блог #писательское мастерство #читайтекниги #чтение #литература #современная проза #современный роман #книжныйчервь