По материалам исследования компании «Рекадро» «Мотивирующие факторы жителей России. Итоги 2021 года»
Привлечение и удержание эффективных специалистов всегда остается задачей предприятия – ведь ценный работник нужен везде. Тем более что результаты исследования показывают, что индекс лояльности к работодателю (eNPS) среди россиян традиционно находится в отрицательном поле, а 43,7% не удовлетворены своим местом работы.
Что же чаще всего не устраивает российских специалистов?
Никакого сюрприза: более половины (52,5%) из тех, кто не удовлетворен своим местом работы, отметили, что их не устраивает уровень оплаты труда – этот фактор неудовлетворенности традиционно находится на первом месте. В пятерке факторов, которые не устраивают россиян на их настоящем месте работы, - возможности карьерного роста, руководство, график работы, баланс работы и личной жизни.
Женщины чуть чаще мужчин недовольны уровнем оплаты труда, мужчин больше беспокоит несоблюдение ТК РФ, уровень безопасности и охраны труда, руководство, но в целом разница между мужчинами и женщинами невелика.
Менее трети опрошенных при этом считают, что получают справедливую заработную плату.
Ключевые факторы мотивации
В пятерке мотиваторов у россиян:
· Высокий уровень заработной платы
· Удобный график работы
· Финансовая стабильность предприятия
· Соблюдение ТК РФ
· Хорошие условия труда
· Гарантия занятости
Возможность работать удаленно мотивирует пятую часть респондентов, в то время как работа на территории работодателя – лишь 2,8%, а в комбинированном формате – 4,1%.
Пандемия и временное изменение формата работы большой части жителей России повлияли на предпочтения работников по видам занятости и организации своей работы. Классическая форма занятости – постоянная работа по трудовому договору в режиме полного рабочего дня – сегодня уже не является единственным достойным вариантом для российских работников: полную занятость в 2018 году выбирали 71,4% респондентов, в 2019 году – 50,2%, а в 2021 году – уже менее половины, 42,8%. На втором месте по популярности у россиян - свободный график. Удаленная работа становится всё более популярной– выросло ее значение как мотивирующего фактора (уже пятая часть российских специалистов считает ее одним из пяти главных мотиваторов).
Ключевые факторы демотивации
Несмотря на высокую оценку уровня оплаты труда в структуре мотивации, лишь около 6% россиян отметили, что уровень дохода – единственный фактор в их мотивации и они не покинут место работы, если заработная плата их полностью устраивает.
Топ-5 факторов, по которым россияне покинут место работы даже при подходящем им уровне заработной платы:
1. Плохой коллектив.
2. Плохие условия труда (помещение, оборудование, расположение).
3. Неудобный график работы.
4. Некомпетентный непосредственный руководитель.
5. Наличие переработок, отсутствие баланса работы и личной жизни.
Ценность льгот и компенсаций
Ценность пакета льгот и компенсаций в глазах российских работников падает: на 11,3% респондентов больше, чем в 2019 году, предпочли бы получить денежную компенсацию льготам.
Наиболее полезными и привлекательными льготами жители России считают организацию питания за счет предприятия, материальную помощь, ДМС.
Меньше всего россияне ценят специфические льготы - представительские расходы, содействие при переезде в другой регион, опционные программы/предоставление акций компании.
Для 5,1% россиян пакет льгот и компенсаций и вовсе не имеет значения.
Разница в предпочтениях льгот и компенсаций у мужчин и женщин незначительна: женщинам более важны предоставление путевок, оплата отдыха для работников, подарки детям, детские мероприятия, ДМС, для мужчин немного более значимо предоставление автомобиля компании, что, вероятно, связано со спецификой выбора профессии.
Надежность и гарантии
Стабильность занятости, особенно с учетом текущей ситуации, остается важным фактором - большинство россиян выбирают постоянное трудоустройство как формат занятости, хотя работа на фрилансе уже популярна и привлекает 15,5% респондентов.
Для российского работника важна надежность - наиболее привлекательной характеристикой работодателя для россиян традиционно является финансовая стабильность компании, второе место занимает «открытая, «белая» компания, соблюдающая законодательство», на третьем – «компания с репутацией очень хорошего работодателя». Характеристики привлекательного работодателя во многом зависят от пола, поколения, к которому принадлежит работник, категории должности и профессиональной сферы.
Нестабильность экономики влияет и на выбор работодателя: российские специалисты всё реже хотят работать в коммерческих структурах – в 2021 году таких желающих оказалось менее четверти. Россияне предпочитают работать в государственной структуре или на государственном предприятии
Индивидуальный подход
На мотивацию влияют различные факторы, и ценностное предложение работодателя необходимо составлять не просто с учетом общей целевой аудитории, на которую оно направлено – более эффективным будет адаптация и формирование нескольких вариаций EVP под разные целевые аудитории, в том числе учет потребностей разных целевых аудиторий в рекрутинговых рекламных кампаниях. Так, например:
· женщины больше мужчин ориентированы на гибкие форматы занятости и организации рабочего дня,
· Поколение Z чаще склонно работать удаленно, ему более важны интересные и важные задачи, экологическая ответственность работодателя, креативная, инновационная среда, работа в международной среде,
· Административному персоналу более важны хорошие взаимоотношения в коллективе, а работников логистики и склада больше других стимулирует на рабочие подвиги гарантия занятости, меньше других их мотивирует экологическая ответственность работодателя.
Евгения Максимова