Найти в Дзене

«Дорога» К.Маккарти: постапокалипсис без романтизации

Я огромная поклонница постапокалипсиса, и потому в далеком 2009-м году не смогла пройти мимо фильма «Дорога» с Вигго Мортенсеном. А после просмотра путь был только один - к книге. Роман, написанный лауреатом Пулитцеровской премии Кормаком Маккарти, можно смело назвать потрясающим образчиком жанра, и вместе с тем он стоит особняком среди произведений на тему жизни после конца света. «Дорога» не похожа на своих постап-собратьев. Здесь нет места романтизму, это не антиутопия и не история о поисках колонии выживших людей с последующей перестройкой мира или его возрождением. Это - путь из ниоткуда в никуда в реальности, где безвозвратно умерло все, кроме любви Отца и Сына. "В том ледяном коридоре они пересекли невидимую черту, после которой уже нет возврата. Все, что стояло между началом и концом пути, - это тот огонь, который они сами несли" (с)
Книга именно об этом. Об огне, который хранился в сердцах истощенных, доживающих свой век людей, в мире, где человечество со всеми его ценностями

Я огромная поклонница постапокалипсиса, и потому в далеком 2009-м году не смогла пройти мимо фильма «Дорога» с Вигго Мортенсеном. А после просмотра путь был только один - к книге.

Обложка книги - Ozon.ru
Обложка книги - Ozon.ru

Роман, написанный лауреатом Пулитцеровской премии Кормаком Маккарти, можно смело назвать потрясающим образчиком жанра, и вместе с тем он стоит особняком среди произведений на тему жизни после конца света. «Дорога» не похожа на своих постап-собратьев. Здесь нет места романтизму, это не антиутопия и не история о поисках колонии выживших людей с последующей перестройкой мира или его возрождением. Это - путь из ниоткуда в никуда в реальности, где безвозвратно умерло все, кроме любви Отца и Сына.

"В том ледяном коридоре они пересекли невидимую черту, после которой уже нет возврата. Все, что стояло между началом и концом пути, - это тот огонь, который они сами несли" (с)


Книга именно об этом. Об огне, который хранился в сердцах истощенных, доживающих свой век людей, в мире, где человечество со всеми его ценностями и принципами практически исчезло. А если ещё и остались по-настоящему хорошие люди, не убивающие себе подобных ради пропитания, то как отличить их, как не переставать искать - и как не испугаться, если найдешь?

Автор ни разу не озвучивает причины катастрофы, погубившей мир, но по описанию очень напоминает ядерную войну. Всё выжжено, нет ни животных, ни птиц, ни растений - только дожди, снега, лютая стужа в ночном мраке и тусклый серый свет днем. Любая встреча с человеком грозит смертью: либо обворуют, либо убьют, либо возьмут в рабство, чтобы в конечном итоге съесть. Атмосфера такого будущего подана ужасающе достоверно, очень близко - но при этом без излишнего сгущения красок. Цель повествования - не смаковать элементы вымирающего мира, не демонстрировать изуверства каннибалов и разложение психики скитальцев, завидующих тем, кто уже погиб. Мысль, которую несет читателем Кормак Маккарти, подобна огню, хранимому его героями, несмотря на всю безнадежность ситуации.

Они отправились в путь, потому что оставаться на одном месте опасно. Потому что зимы становятся все беспощаднее. Потому что нечего есть. Некуда идти и негде оставаться.

Отец и Сын движутся вперед, на юг, зная, что там ничего нет, как и везде, в каждой точке уничтоженной планеты, где сегодняшний день неминуемо станет последним - может быть, прямо сейчас, а может, завтра. Какая разница, если дни некому считать, и новый рассвет не несёт надежды.

Повествование ведется от лица Отца, главного героя, имя которого не называется ни разу на протяжении книги. Он движим единственной целью - во что бы то ни стало сохранить жизнь Сыну. Мальчик имел несчастье родиться вскоре после катастрофы и совсем не застал прежних дней нормального существования. Он - ребенок, и свет в его душе не угасает вопреки нарастающему кошмару. Сердце мальчика полно любви и доброты - даже если он сам не знает, как правильно определяются эти понятия.

Кадр из одноименного фильма по роману - Кинопоиск.ру
Кадр из одноименного фильма по роману - Кинопоиск.ру

Диалоги Отца и Сына обычно коротки, но при этом наполнены глубиной, которая переворачивает сознание. Нельзя, впрочем, сказать, что в книге им отведено наибольшее место, нет. Маккарти говорит с читателями мыслями Отца, а они целиком и полностью принадлежат единственному родному существу. «Ты просто не хочешь умирать», - сказала ему Жена перед тем, как отправиться в кромешный мрак ледяной ночи. Он её не удержал. Её ничто уже не могло удержать. Она ушла давно, в тот момент, когда породила на свет новую жизнь - лишнюю, бессмысленную и обреченную на бесславную, тяжелую кончину вместе с планетой. Жизнь, ставшую смыслом для Отца.

Вначале удивляешься, что нет имен. Потом привыкаешь и понимаешь: в этом мире они не нужны, как и все остальные человеческие регалии. По именам нас зовут другие, имена требуются в социуме, для Отца же мальчик всегда Сын, а ребенку он, в свою очередь, только Папа. Родной, любимый Папа, Папа, который остался с ним до конца.

Есть ли смысл жить ради ребенка, когда этого ребенка впереди ждет только смерть? Эгоизм это или любовь? Страх смерти или жажда жизни - пусть даже такой? Где грань между самосохранением и жестокостью, безрассудностью и доверием? Спасет ли мир доброта, если мир доживает последние дни?

И главное - возможно ли остаться человеком и нести огонь, даже если этим огнем некого согреть?

Эти вопросы поднимает и раскрывает Кормак Маккарти в романе «Дорога», от которого невозможно оторваться с первой и до самой последней строки. Бесспорно, человеческая жизнь - лишь песчинка в мироздании, но она дана - именно в это время, именно в этих обстоятельствах. Даже за таким ее развитием интересно наблюдать, есть, о чем задуматься, что прочувствовать и прожить вместе с героями.

Рекомендую к прочтению. Если вас пугает погружение в тотальную безнадёжность, то в самом конце вас ждет своего рода дар от автора, своего рода лучик надежды - насколько он вообще возможен в таком мире.

Что касается одноименного фильма, я бы советовала смотреть его до прочтения первоисточника, как было у меня. Потому что после знакомства с книгой он может показаться слабым, сглаженным, прилизанным и не таким глубоким. Если же смотреть «с чистого листа», без бэкграунда, то «Дорога» с Мортенсеном наверняка окажется одним из самых мощных и тяжелых постапокалипсисов, которые вам когда-либо встречались.

Кадр из фильма - Кинопоиск.ру
Кадр из фильма - Кинопоиск.ру

Понравился обзор? Спасибо за внимание! Автор будет очень рад лайкам, комментариям и подписке на канал 😊

#
что почитать #книжный блог #постапокалипсис #рецензия на книгу #книголюб #кино #блог о кино #вигго мортенсен