Казанский собор — самый несчастливый из трёх памятников церковного зодчества о воинской славе центра Москвы (фото 1). Судьба Собора Василия Блаженного и храма Христа Спасителя оказалась более удачной. А вот Казанский собор, построенный после изгнания из Москвы польско-литовских интервентов и помнивший первое провозглашение Екатерины II Великой самодержавной императрицей, за всю историю существования дважды разрушался и подвергался бесчисленному количеству перестроек. Последний раз храм на углу Красной площади и Никольской улицы открыли почти 30 лет назад.
Строительство Казанского собора осуществлено в 1636 году на деньги князя Дмитрия Михайловича Пожарского и бывших ополченцев. Таким образом князь увековечил победу над поляками в Московской битве в 1612 году. Тогда в походе с русским войском была икона Казанской Божией Матери, обретенная во времена правления Ивана Грозного. После победы князь Пожарский дал обет построить храм. И когда построили деревянную церковь, и он лично внес чудодейственную икону в новый храм.
Первоначально сооружение было деревянным с двумя приделами. Верх храма перекрывала пятиярусная пирамида кокошников, что придавало ему необыкновенно нарядный и торжественный вид. Но вскоре храм сгорел. И тогда царь поделился кирпичом со стройки дворца в Кремле, и в 1636 г. Казанский собор отстроили заново уже в камне.
Первый каменный храм был небольшим, бесстолпным, одноглавым с четырёхъярусной горкой килевидных кокошников по сомкнутому своду. Это был один из ранних, но ярких образцов так называемых «огненных» храмов, где кокошники трактовались как символы небесных сил и пламенной, огненной веры. (фото 2).
В 18-19 веках Казанский собор много раз изменялся и перестраивался. Кокошники заложили, дважды декорировали окна и карнизы, сломали галерею, южный придел и шатровую колокольню. Место открытой паперти на западном фасаде заняла большая трапезная с крыльцом перед нею. В 19 веке вместо крыльца перед трапезной построили новую колокольню, а храм стилизировали под классицизм. Из главного духовного сооружения города Казанский собор постепенно превратился в невзрачную церковь (фото 3).
В 1927 году исследованием собора занялся П.Д. Барановский — русский архитектор-реставратор. За два года Пётр Дмитриевич почти вернул первоначальный облик храма и начал работать над северным приделом (фото 4, 5 в галерее).
Но вскоре Барановского репрессировали, а храм начали разрушать. Когда учёный вернулся из ссылки, храм уже находился в стадии разборки. И хотя Барановского поселили за 100 км от Москвы, он каждый день приезжал из Александрова, чтобы, рискуя жизнью, обмерять памятник, пока его разбирали. Производя замеры, П.Д. Барановский даже не ставил строительные леса, чтобы не дать тогдашним властям повода к неудовольствию, он обвязывался веревкой с поясом!
В 1936 году Казанский собор всё же снесли, несмотря на отчаянные просьбы академиков Щусева и Грабаря, взывавших к высокой эстетике (фото 6). Каганович на просьбы академиков ответил так: «А моя эстетика требует, чтобы колонны демонстрантов шести районов одновременно вливались на Красную площадь». Разбирали собор, по иронии судьбы, те самые каменщики, с кем Барановский ранее работал на реконструкции собора.
Но, благодаря чертежам Барановского, и по решению московского правительства, Казанский собор на Красной площади был восстановлен (фото 7, 8).
Проект реставрации разработал ученик Барановского — Олег Журин. К сожалению, все оригинальные копии внутренней отделки интерьеров оказались утеряны. 4 ноября 1990 г. Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а через три года освятил заново возведённый храм.
Ставьте 👍, если было интересно и подписывайтесь на наш канал в Телеграм.
#armos #история #утраченныепамятники #казанскийсобор #достопримечательности #реконструкция