Найти тему
Жизненные истории

СЛОНИК, БЯША И КОНЯШКА

фото: из интернет-ресурса
фото: из интернет-ресурса

Эта история произошла лет пятнадцать, если не больше, назад. Первый мой сын тогда был ещё маленький. Я точно помню, что когда он уставал, я носил его на руках. Ну да, лет пятнадцать-ше­стнадцать назад произошла эта история.

Собственно говоря, никакой такой особой истории и не было. Так, то ли странное совпадение, то ли вообще ничего не произошло и мне всё только показалось. Но после этого случая я многое, как мне кажется, понял и пере­смотрел в жизни.

Дело было так.

Перед этим я наконец-то достроил у себя в деревне бань­ку. Маленькую, но уютную и доб­ротную. Это была моя давнишняя сокровенная мечта.

Париться я люблю и парюсь самозабвенно. Баня для меня - почти священный ритуал. Если вы читали рассказ Василия Мака­ровича Шукшина «Алёша Бескон­войный» - то это про меня.

Зимой на дачу не наездишь­ся. Дом в деревне у меня - лет­ний брус. Печка-голландка есть, но пока её протопишь, пока снег расчистишь - пора обратно в Москву. Так что зимой я, как гово­рил мой дед, «городую».

Но после отстройки бани у меня появилась традиция: раз в зиму, или перед Новым годом, или после, как уж получится, обя­зательно приезжать в деревню париться. В компании с друзья­ми, соседями по деревне.

Паримся мы втроём: я и два таких же, как и я, москвича, отстроивших деревенские до­мики, но безбанных. Мы назы­ваем нашу компанию «банный интернационал».

Друзей моих зовут Набиб и Цецен.

Цецен - калмык. Набиб - та­тарин. Оба приехали в Москву ещё в перестройку и, как говори­ли в XIX веке, «намосквичились». Завели каждый свой бизнес. Жи­вут, работают.

Я долго не мог запомнить, как зовут моих соседей. Набиба упорно называл Хабибом. И тот не обижался, потому что «Хабиб» - значит «любимый». А Цецена я звал то Цацаном, то Цуцаном. И тогда Цецен сказал мне:

- Моё имя очень легко за­помнить. Представь себе, что те­бе выбили зубы и ты пытаешься сказать слово «чечен».

Сработало.

Можно сказать, что Цецен и Набиб - почти тёзки. Потому что «Цецен» по-калмыкски значит «мудрый», а «Набиб» по-арабски - «умный». По этому поводу Цецен в шутку говорит, что он круче, и дразнит Набиба Умнявкой. А На­биб, в свою очередь, обзывает Цецена Мудрилой.

Меня же как «Владельца Мира», то есть как бы Хозяина Земли, Умнявка и Мудрила назы­вают Земхозяюшкой или просто Хозяюшкой. Тем более что парят­ся они у меня, а это значит, что все подготовительные работы осуществляю я, Хозяюшка. И мне очень нравится их осуществлять. Я вообще девушка обстоятель­ная и хозяйственная, типа как Зо­лушка, только в штанах, очкастая и обросшая щетиной.

В условленный день я наде­ваю русские валенки, по­даренную мне Цеценом- Мудрилой овчинную кал­мыцкую шубу «бюшмюд», по-рус­ски - бешмет, недавно подарен­ную Умнявкой Набибом татарскую зимнюю шапку, беру рюкзак, са­жусь на утреннюю шестичасовую электричку и еду в деревню.

Сначала - полупустая элект­ричка, потом - минут сорок пешком. По полю. Можно, конечно, доехать, но это не то.

Пока идёшь - медленно светает, воздух сначала синева­тый, таинственный, со сказочной искринкой, затем - тёмно-жем­чужный. Тут, в жемчужных утрен­них полусумерках, просыпается первая птица и начинает протяж­но и счастливо постанывать. По­том жемчуг становится каким-то матовым, как аметист. И, нако­нец, аметист словно бы изнутри наливается серебряным светом. И наступает утро. Красиво.

В тот год было всё именно так. Я дошёл до деревни часам к десяти утра.

Валенки по молодому снеж­ку хрустят, как по сухарикам. Дет­ский звук: так, помню, бабушка раскатывала бутылкой сухари для пельменей. И пахло свежим тестом и сухарями. Именно так и пахнет утренний снег: чем-то влажно-сухим. Молодым, креп­ким и настоящим.

У моей избушки - снега по окна. У калитки - вросшая в снег лопата.

Снег лёгкий и зернистый, как раскрошенный пенопласт.

Я расчищаю дорогу к крыль­цу, открываю дверь. В доме всё как летом, только холодно и тон­кая слюда инея на стенах.

Детские игрушки на подо­коннике.

Барашек с лицом школьного учителя математики.

Рыбка: то ли кит, то ли дель­фин, непонятно.

Птичка. Наверное, дизайнер имел в виду голубя.

Раскосый монголоидный слоник, похожий на древнекитай­ский чайник.

Козочка: может, лань, мо­жет, какая-нибудь газель, неясно. Сын называет её «оленька».

Крылатая коняшка с мор­дой, напоминающей лицо доб­рой бабушки. Надо думать - Пе­гас. На столе - засохшие цветы золотые шары в трёхлитровой банке.

На стенах - рисунки сына. Я - папа - коротконогий урод с судо­рожно растопыренными пальца­ми рук и в огромных очках, похо­жих на уши Чебурашки. Мама - с головой типа ананаса и в огром­ной колокольной юбке. Три соба­ки. Все три - помесь крокодила с брусьями. Это наши местные об­щедеревенские собаки. Поскорей бы снова лето!

Я открываю заслонку. Рас­тапливаю печь. Берёзо­вые поленья цвета све­жего сливочного масла заботливо заготовлены «Хозя­юшкой» ещё с сентября.

Береста с треском и шипом занимается разноцветным огнём и чёрным дымом, а через полми­нуты раздаётся дружно-угрожа­ющий гул тяги в трубе, как будто там просыпается пчелиный рой, и огонь становится ровным и медным. Я накладываю дров, за­крываю печку и иду расчищать дорожки: до бани, до сарая и - святое! - до сортира.

Сначала до бани. Мне теп­ло. Приятно покалывают спину невидимые иголочки. Воздух сладкий, как патока, и пар от дыхания растворяется в нём мед­ленно и нехотя. Небо чистое и си­нее. На голой, словно чугунной, яблоне сидят неподвижно четыре плюшевых снегиря. Медитируют, наверное.

В предбаннике, как положе­но, берёзовый дух. Вернее - бу­кетный. Веники я делаю «бутерб­родные»: внутри мята, зверобой, смородина и можжевельник - всего по веточке, затем - слой че­рёмухи и вокруг - берёза или дуб.

Я затапливаю баню, кипячу воду и замачиваю веники, шесть штук: на каждого по два.

На полочке расставлены на­стойки: пихта, апельсин, сосна, мята, эвкалипт, лаванда, лимон. Сегодня мы будем с Цеценом и Набибом творить, как Веничка Ерофеев, банные коктейли. На­пример, пихта с лимоном у нас зо­вётся «Носочёс», мята с сосной - «Альпийское утро», эвкалипт с апельсином - «Гваделупа».

Баня затоплена. Веники за­мочены. Я дочищаю дорожки. Приношу из сарая мангал, рас­кладываю в нём бересту для «разжиги» и дрова. Убираюсь в избе. Достаю из подпола солё­ные огурчики, маринованные опятки, квашеную капустку. Всё своё. Извлекаю из рюкзака селё­дочку, черемшичку и всё прочее. Ставлю продукты на холодной веранде. Водочку - в сугроб. Что­бы текла густой смолой.

Время - час. Я ложусь у печи на топчан и под джазово-синко­пированные пощёлкивания печки засыпаю сразу и глубоко.

Мне снится синее-пресинее небо. В небе плывут игрушечные рыбы, слоники и «оленьки», а я стою на крыше сортира и привет­ливо машу им вениками.

Я просыпаюсь оттого, что слышу: небесные игруш­ки с шумом садятся на крышу бани. Открываю глаза. Надо мной стоят Набиб и Цецен и шуршат пакетами. На­биб - большой, круглолицый, ро­зовый, с ясными и голубыми, как гостинцы, глазами. Цецен - ху­дой, жилистый, смуглый, с глаза­ми раскосыми и карими. Неясно, чего в них больше - лукавства или доброты.

- Здорово, Хозяюшка! - го­ворит Набиб.

- Привет, Синонимы, - отве­чаю я. - Который час?

- Два, как договорились, - говорит Цецен.

- Как там у вас, у русских, говорится? - улыбается Набиб. - «Игогонница готова, ерихониться пора».

- Гляжу я на тебя, Набибка, - встаю, зевая, я, - и не понимаю: ро­жа у тебя - самая рязанская. Чем вы, татары, от нас отличаетесь?.. Я же на татарина больше похож, чем ты. У меня хоть нормальные татар­ские скулы есть, а у тебя?.. Блин ты луноликий, Набибка.

- Татарин - тот же русский, - отвечает, улыбаясь, Набиб, и ли­цо его превращается в лежачий овал. - Только лучше.

- Это почему же лучше?..

- Потому что татарин пра­вильный.

- Почему это правильный?

- Потому что халяльный.

- В смысле с куцей шиш­кой? - спрашивает, улыбаясь, Цецен.

- А как же без неё? Я ею, меж­ду прочим, пятерых мальцов изго­товил. А ты, «друг степей», - обни­мает Набиб Цецена за плечо, - иди-ка, Мудрила, знаешь куда?..

- Куда?

- В нирвану.

- Это с удовольствием.

- Ладно, сейчас будет вам халяльная нирвана, - говорю я. - Пошли париться, товарищи не­христи.

И мы паримся. Часа три. С коктейлями. С запрыгиваниями в сугроб. Я отбиваю на полке Це­цена, Цецен - Набиба, Набиб - меня. В перерывах мы пьём на­стоящий калмыцкий чай - с мус­катом, молоком и маслом.

Где-то в пять, в лёгких су­мерках, заводим мангал. Закусываем. Мы с Цеце- ном выпиваем тяжкой, как глицерин, водки из сугроба. Набиб пьёт квас и нанизывает на шампуры настоящую халяльную баранину. Маринад - вода и лук. Всё. Никакого уксуса. Солить - на костре, а то мясо засохнет и «истощится», как говорит Набиб.

Баранину мы жарим уже в темноте. Стоим, смотрим на мангал и по очереди сглатываем слюну. Звук - как будто вечерние рыбки ныряют в речке. Баранина блаженно урчит над мерцающей, словно мыслящей, лавой углей.

Шашлык мы едим с настоя­щим татарским уксусом. Вкус описать не могу. Вкусно так, что сладко ломит в висках.

Мы с Цеценом уже хорошо набираемся сугробной водки. Идём под звёзды. Я запрокиды­ваю голову и долго стою, закрыв глаза. Мне кажется, что от звёзд идёт ровное и властное тепло. Как будто я как-то мистически за­гораю под ними.

Я отрываюсь от неба и от­крываю глаза. Вижу, что Цецен кормит за калиткой собак бара­ньими костями. Он покачивается на корточках и что-то им говорит. У нас тут три общедеревенские собаки, те самые, которых нари­совал сын: рыжий приземистый Боцман, чёрный худой Пастор и совершенно неопределимой ма­сти лохматый Колька.

Цецен говорит им сквозь деловой треск костей:

- Вот вы теперь - собаки. А я - человек. Может быть, я сам ког­да-нибудь был собакой. Или буду. А вы были или будете людьми. И будете кормить меня костями. Со­бака - друг человека. А человек - друг собаки. Все мы - друзья. И это правильный путь. К кому обра­тил свою первую проповедь Вели­кий Будда? Знаете? Нет, не знае­те. Откуда вам знать, ведь вы со­баки. Вот будете людьми - узнае­те. Великий Учитель обратился к двум газелям и белому слону. Вот к кому в первый раз обратился Великий Будда Шакьямуни. И живот­ные слушали Будду. А люди не хо­тели его слушать. Вот так-то... Эй, Боцман! Так нечестно, ты съел больше всех, отдай кость Кольке!..

Мы возвращаемся с Цеценом в дом. Набиб держит в руках игрушечного коня. Того самого, с подоконника. Сзади у коня приделан хвост из гусиного пера.

- Знаете, что это за конь? - спрашивает нас Набиб, весело глядя на нас.

- Пегас, наверное, - отвечаю я.

- Нет, это никакой не Пегас. Это Аль-Бурак: белый конь с человеческим лицом и павлиньим хвостом. Вот это кто. Конь, на котором возносился пророк Мохаммад, да благословенно будет его имя, чтобы встретиться с Ибрагимом, Мусой, Исой, Адамом и Самим Всевышним.

- С Тем, Кто был покрыт ты­сячью покрывал, - добавляю я.

- Да, да, - утвердительно качает головой Набиб, - именно так - тысячью покрывал...

Цецен подходит, берёт с по­доконника «оленьку» и слоника и удивлённо смотрит на нас с На- бибом.

- Ну и ну! Никогда бы не мог подумать... - говорю я и беру ры­бу, голубя и барашка.

Мы переглядываемся странными взглядами с Набибом и Цеценом и больше ничего не говорим друг другу.

Наверное, такие мгновения бывают раз в жизни.

На следующий день, уже в Москве, я пошёл с сыном гулять в парк. Мы долго ходили по парку, и сын устал. Мы вышли на маленькую опушку. Я взял его на руки, и мы стали смот­реть на облака.

- Бяша! - вдруг сказал сын, тыча варежкой в небо.

И действительно, в небе плыло облако-ягнёнок. Такой же, какой был на подоконнике. А за ним бежал «оленька» и летел го­лубь.

Мы долго-долго глазели на облака и увидели и коняшку, и рыбку, и слоника, и ещё одну «оленьку».

И сейчас, через много лет, я отчётливо помню, как в широко раскрытых детских глазах, в их ра­дужно-серых мирах, как в малень­ком небе, отражались крохотные, но отчётливые слоны и газели, го­луби и рыбы, ягнята и кони. А мо­жет быть, наоборот - это в небе отражались детские глаза?

А потом мы пришли домой, и сын лёг спать, чтобы, как и я сутки назад, увидеть во сне не­бесные игрушки.

Перед сном он спросил:

- Пап, а почему в небе иг­рушки бегали?

Я задумался: что ему отве­тить? И пока я думал, сын заснул. Сразу и глубоко, как засыпают дети и счастливые взрослые.

А я сел за стол. И как-то са­мо собой написалось:

Мы всё небо проглазели,

Я и мальчик на руках:

Белый слон идее газели

Проносились в облаках.

Видел взрослый и ребёнок

Не во сне, а наяву:

Рыба, голубь и ягнёнок

В снежном облаке плывут.

А ещё замысловатый

Мчит над сыном и отцом

Белоснежный конь крылатый

С человече- ским лицом.

Мы стояли на опушке. И спросил он: «Почему в небе бегают игрушки?»

Что отвечу я ему?..