В 2012 году три друга, журналисты Сергей Лапенков, Сергей Колотовкин и Игорь Дмитриев реализовали пришедшую годом ранее идею и провели первый в истории Бессмертный полк. Интересно, что ранее были "народные" инициативы подобного характера, причем, как говорили сами авторы, самая "древняя" была проведена аж в 1965 году, в Новосибирске. Но тогда шел школьный класс с портретами фронтовиков.
Современный "Бессмертный полк" - это уникальное явление. Его нельзя назвать "проектом", "креативом" или арт-объектом. Вероятно, это явление, которое еще ожидает своего дальнейшего осмысления.
Народная инициатива, некий параллельный запрос народа вне государственного официоза, на мой взгляд, является наиболее близким по духу к ощущениям людей. Да, он получил поддержку свыше, но это можно сказать народная инициатива. Послевоенное время и времена СССР, хоть и народная память о скорбных событиях тех лет и была свежа, но формальная зарегулированность и организованность свыше мне кажется все таки размывали"чувство сопричастности". Может я и не права, но многие люди вспоминая и говоря о войне отмечают, что много места отводилась роль КПСС, Сталину, народам как некому коллективному, в котором в какой-то степени терялось индивидуальное. Я пыталась покопаться в материалах прошлого и, пожалуй, соглашусь в какой то степени.
Мне кажется при таком обилии "коллективного", но сознательного, несколько размывалась роль собственно солдата. Как человека, личности что-ли (да простит мне требовательный Читатель, если я не совсем точно применяю слова, попробуйте понять меня в целом), а не как боевой единицы РККА, единицы личного состава, мобилизованного.
Почему мне так кажется? Косвенно, об этом говорит следующие факты. Недавно я прочитала, что знаменитая песня "Враги сожгли родную хату" Михаила Исаковского исполненная Марком Бернесом, долгое время была запрещена. Редакторы были против "пессимистических настроений", переживаний героя, отвлекающего от "правильного" восприятия Победы, каким это виделось цензорам, чрезмерно индивидуализирующего, главного персонажа песни. И лишь в 1960-м году песню "разрешили", причем с немалым риском для Бернеса, при поддержке Маршала Чуйкова".
"Случайный Вальс" (1959), прозвучавшая в "Первом дне мира" Якова Сегеля, в исполнении Леонида Утесова получила разрешение только с приходом "хрущевской оттепели". Песня "В землянке" - та же судьба.
Тоже и в кинематографе. Достаточно напомнить "Проверку на дорогах" (1971) Алексея Германа, ставящего сложную дилемму - трус может перебороть страх и стать героем благодаря своей воле и сознанию, а кажущийся смельчак в силу обстоятельств может стать предателем. Фильм увидел экран лишь 1986 году.
Какие фильмы о войне мы любим? Это конечно же "В бой идут одни старики", "Офицеры", "Хроники пикирующего бомбардировщика". Фильмы, где в набольшей степени раскрываются характеры героев, где солдат максимально очеловечен, показан как личность, индивидуален, со своими собственным миром. Человек, а не часть "Красной военной машины". Или как сказали бы в западном киноискусстве - где персонаж максимально анимирован.
А возьмите такой мощный фильм о войне, как "Белорусский вокзал". Это парадоксально, но один из лучших фильмов о войне вообще не имеет батальных сцен! Но игра актеров настолько глубока и совершенна, что при просмотре фильма, как траками танков хоронит в душе все наносное, сиюминутное, мелочное. Фильм неимоверно жестко, не щадя передает настроение и переживание героев, что будто скальпелем правит зрителя, безжалостно возвращая нашу память. Не раз видела этот фильм, но все равно не могу спокойно слышать песню, что поет медсестра Рая. Она сразу погружает нас в совершенно иной мир и людей побывавших там, и все что мы можем сделать для них сейчас - это помнить и хранить мир, что они принесли оттуда.
- "Здесь птицы не поют, деревья не растут.
И только мы, плечом к плечу, врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета, над нашей Родиною дым...."
Мне кажется "Бессмертный полк" - это не что иное, как внутренний запрос простых людей, потребность в сопричастности к тому коллективному подвигу, что совершили наши предшественники, - кому отцы, кому деды, кому уже прадеды. Это связь времен, преемственность поколений, поиск в новых зыбких общемировых новшествах, нечто здоровое, твердое, незыблемое в трухе "общечеловеческих ценностей". В какой-то степени - это личностный индивидуальный акт, проявление собственной воли, личная потребность.
Поэтому с такой легкостью это движение шагнуло за пределы России.
Порою даже в страны, далекие от событий Второй мировой.
Порою в страны с небезукоризненной историей.
"Бессмертный полк" связал многие страны, осознанием общности судьбы, единения людей, казалось бы в абсолютно неполитической идее.
Он не касается никак ни НАТО, ни вступления в ЕС, не трогает "гендерных тенденций" или языковых вопросов. Имея какое-то количество недовольных из либеральных кругов Бессмертный полк, напоминал лишь об одном - недопустимости возрождения фашизма, необходимости борьбы с идеологиями близким к ней и коллективным неприятием ее.
Ни США ни ЕС не смог предложить миру никакой, даже близко объединительной, здоровой, осмысленной инициативы, проталкивая "новшества" силой санкций как США или бессовестно торгуя торговыми квотами как ЕС.
И вот "Бессмертный полк" начали запрещать. В 2022 году "Бессмертный полк" запрещен в США, причем запретили и традиционное возложение цветов к мемориалу "дух Эльбы" проводившееся 25 апреля, в день встречи союзных войск в 1945 году . В этом мероприятии обычно участвовали и ветераны обеих стран. Решение отказать церемонии возложения цветов приняла администрация Арлингтонского кладбища по предложению Госдепартамента США. Или правильнее было бы сказать - по настоятельной рекомендации.
Бессмертный полк отменен в Великобритании, Ирландии, и я уже не удивляюсь, если скоро его запретят в Казахстане. Власти последнего уже сделали все, чтоб хоть как то на коленях вползти в предбанник ЕС, поддержав санкции против России без какого-либо давления на себя. Там начинали бороться с ним постепенно и давно. Предлогом была известная микробиологическая напасть, потом его "переформатировали", назвав по-своему - «Батырларга тагзым» . Страны Балтии вообще запретили День Победы.
Впрочем все это вассалы, нас интересуют только США и Великобритания.
Что в источнике этих запретов? Все очень просто. Страх. Страх перед тем, что люди сохранят способность отличать правду от лжи. И смогут распознать подмену. Когда в обертке русофобии, под видом евросолидарности и общечеловеческих ценностей им вкладывают в руки деструктивные идеологии, вытащенные из старых чуланов, пропахшие нафталином и пылью восьмидесятилетней давности. Страх перед тем, что люди сохранят способность к критическому мышлению. К сопротивлению.
Европа была глубоко поражена этим явлением накануне Второй мировой, и на ее территории, эти идеологии расцветали почти повседневно, эти страны мы рассматривали здесь - https://zen.yandex.ru/media/id/5f7dd6cc2c89770d8a986f50/61be0f56c0fc4651c77f134e
Похоже сегодня происходит неизбежная ремиссия этих режимов. За которым стоят те же, кто и ранее, уже избрав часть первых стран на новое заклание, объединяя их в узах старых идеологий.
И для того, чтобы это произошло, им нужно чтобы люди потеряли память.
Let them kill as many as possible! Как можно больше!
Вот потому их так корежит от "Бессмертного полка". Ведь если люди губят друг друга, значит это кому-то нужно.
Р.S. Напоминаю, что в последнее время участились случаи потери подписчиками своих каналов. Будьте готовы переподписаться, найдя мой канал в поисковой строке. "Мила Алич". Запомните. Не Ида Галич, не Мила Кунис, не Мила Йовович, не Мила Нитич.
Команда "Дзена" работает над этой проблемой. Простите за временные неудобства.
Если с вами это произошло, сообщите пожалуйста мне об этом.
Отдельное спасибо тем, кто поделится моей статьей в соцсетях.
Спасибо за внимание. Возразите, выразите свое мнение, или поддержите "лайком". Подписывайтесь на канал, оставайтесь с нами.
Всегда с вами. Ваша Алич.