«Я — истинная виноградная лоза, а Мой Отец — виноградарь. Всякую ветвь на Мне, что не приносит плодов, Он обрезает, а плодоносную ветвь очищает, чтобы бо́льшим был урожай. Вы же уже чисты — через Слово, что вам возвестил Я. Будьте во Мне, как Я в вас. Как ветвь сама по себе плодоносить не может, если не будет частью лозы, так и вы тоже не сможете, если во Мне не останетесь. Я — лоза, а вы — ветви. Только тот, кто во Мне, как и Я в нем, плодоносит обильно — потому что вам без Меня ничего не сделать. А кто не во Мне, тот словно ветвь, что выброшена из виноградника и засыхает, — их соберут, бросят в огонь и сожгут. Но если во Мне вы останетесь и слова Мои в вас останутся, просите, о чем хотите, — и вам будет дано! Слава Отца Моего проявится в том, что вы урожай принесете обильный и станете учениками Моими" (Ин 15:1-8)
В детстве мне долгое время не давал покоя старый будильник. Это были сувенирные часы - не особо полезные, но очень красивые. Деревянный корпус и бронзовые стрелки были великолепными, но звенел он очень тихо. Поэтому, я не помню, чтобы кто-нибудь когда-нибудь его включал. Мне было ужасно интересно, что у этого будильника внутри и как он работает. И однажды, я всё-таки до него добрался.
Внутри всё было прекрасно. Куча красивых шестеренок, пружины... Но, я так и не понял, как работает будильник. И, конечно, не смог собрать его обратно. Мне очень повезло - никто не обратил особого внимания, что эти часы больше не ходят. Они по-прежнему красиво стояли на книжной полке. Такие же прекрасные, с кучей шестеренок и пружин, сложенных внутри как попало.
Я думаю, что похожая история есть у каждого. У каждого из нас в детстве был свой "старый будильник". Почему? Потому что мы любопытны. Мы хотим знать как это работает - что происходит внутри и кто вращает шестеренки. Мы хотим знать, что стоит за реальностью, с которой мы столкнулись. Поэтому, до сих пор мы разбираем свои «будильники».
Первые христиане тоже были очень любопытными. Их тоже интересовало почему происходит то, что происходит и как это работает. У них было очень много вопросов к Богу. Поэтому, в Новом Завете мы видим много разных ответов. Слова Иисуса, которые мы сегодня слышали - тоже ответ. Это ответ на вопрос "Что такое христианская община и как она связана с Богом?"
Так говорит Иисус: "Я — истинная виноградная лоза, а Мой Отец — виноградарь... Я — лоза, а вы — ветви". Лоза питает ветви и на них созревает виноград. Если связь между лозой и веткой потеряна, то ветка засыхает и будет отрезана хозяином виноградника. А живые ветви будут приносить богатый урожай. Так говорит Иисус.
Немного странный ответ, не правда ли? Да, странный и непривычный. Здесь нет привычного нам сочетания логики и знания. В конце концов, мы не очень-то похожи на растения - по крайней мере, большинство из нас. Но, тот, кто нашел этот ответ, знал, что логика и разум не могут ответить на все наши вопросы. Жизнь гораздо шире и глубже, чем наши представления о ней. В жизни много удивительного и странного. Что же ведет нас вперед?
Это зависит от того, что мы ищем. Но, посмотрите: мы ищем исцеление и спасение – Бог дает нам это. Мы ищем самих себя – и Бог помогает нам в этом. Бог дает нам точку опоры. Бог освещает наш путь во мраке. И часто это происходит за границами логики и разума. Поэтому, нам нужно сделать шаг вперед, туда - в неизвестное и непостижимое. Знание и логика там не помогут - для этого нужна вера.
Да, вера ведет нас вперед. Вера освещает наш путь к исцелению, к миру и единству. Но, вере не нужен рациональный ответ - вере необходим импульс. Вера не ищет объяснений - вера ищет вдохновение. То, что дает надежду и новые силы. Все это мы находим их в образах и метафорах Слова Божьего. Бог говорит с нами образами и метафорами. Поэтому, Библия - это не учебник, не научная монография по мирозданию. Библия - это сборник историй, рассказов и образов, которые помогают нам идти вперед. Библия - это источник вдохновения для нашей жизни.
Ответ Иисуса - это тоже метафора, образ. Мы по-прежнему не знаем как связаны с Богом и друг с другом в наших общинах. Не знаем почему вообще такие разные люди как мы собираются в единое целое. Не знаем, откуда берутся чудесные переживания веры. Не знаем, как работает наша связь с Умершим и Воскресшим. Все это так. Метафора не дает рационального объяснения. Но, метафора помогает увидеть то, что невозможно понять.
Теперь мы видим: Бог – виноградарь; Иисус - виноградная лоза, а мы - ветви. Мы не знаем как это работает. Мы не можем разобрать наши отношения с Богом и друг с другом как старый будильник. А если пытаемся это сделать, то возникает ещё больше вопросов. Но, сегодня у нас есть образ, который связывает наш опыт в единую картину. У нас есть образ, который помогает идти вперед. Образ, который помогает жить и приносить плоды. Мы видим: Иисус не объясняет жизнь с Богом - Иисус вдохновляет нас жить и быть Божьей общиной. Бог - виноградарь. Иисус - виноградная лоза. Мы - ветви.
Мы не знаем деталей. Мы не понимаем, как действует Бог. Это правда. И если какой-нибудь богослов, пастор или учитель, знает как все устроено, ему надо помочь по-братски - облить холодной водой, чтобы он проснулся. Мы действительно не понимаем как Бог действует среди нас. Но, мы чувствуем силу Бога среди нашей жизни. И когда мы вместе, Его сила - живительные соки лозы, - дарят нам чудесные переживания и надежду, утешение и решимость.
Эти соки лозы - Слово Божье и Святые Таинства. Через них Бог дарит нам исцеление и мир. Через Слово и Таинства мы находим самих себя и точку опоры, чтобы изменить свою собственную жизнь.
Мы видим: Иисус не объясняет - Иисус вдохновляет. Он вдохновляет нас быть вместе, быть сестрами и братьями друг для друга. Иисус вдохновляет нас вместе молиться, вместе размышлять над словами Священного Писания. Вдохновляет разделить друг с другом Святое Причастие. Только так мы открываем друг другу новую жизнь и новый мир. И мы чувствуем, что это работает. Мы чувствуем силу Божьего слова.