Готовь сани летом, а к летним каникулам готовься в мае. 5 идей для полезных затей. Играем и учимся летом.
"Ура! Свобода!" - кричат 31 мая, первыми, родители младших школьников, уставшие от домашних заданий не меньше, чем сами дети. Подходит к концу учебный год. А что дальше? Как пережить отсутствие школы и уроков целых 3 месяца? Все переживают по-разному. Для меня, учителя с многолетним стажем Полины Аликовны, существует несколько самых частых вариантов развития событий:
1 вариант. Родители отправляют детей в деревню, на дачу к бабушке и дедушке. Дети дышат свежим воздухом, наслаждаются природой. Родители наслаждаются тоже.
2 вариант. Пока родители на работе, дети предоставлены самим себе, все ждут отпуска - и вперед! Проводим время с семьей.
3. Вариант. Ничего не поменялось. Дети и родители продолжают сидеть в телефонах и планшетах.
Что бы семья ни планировала в летний период, обязательной его частью становятся короткие учебные занятия. Нет сомнения в их необходимости. Тренировка уму нужна не меньше, чем отдых загорающему, растущему и крепнущему на летних витаминах организму. Это не вопрос.
Вопрос в другом: как организовать занятия так, чтобы они были не в тягость, не стали наказанием, не вызывали у детей законного возмущения: «Мы на каникулах!»?
Почему это важно?
Предупреждаю вас: начало сентября - кладезь подлостей. Уже в первые недели наших загоревших и отдохнувших ждут коварные испытания: входная диагностика, контрольные работы, а в 2022 году еще и ВПР. Отрицательный результат, конечно, тоже результат, но почему-то все расстраиваются. Оказывается, что дети невнимательны и вместе с усталостью предыдущего учебного года за лето растворились навыки чтения, письма и вычислений. При этом хорошо выполненная работа, особенно в начале учебного года, дает ребенку почувствовать себя успешным, дает веру в себя, в свои силы, у детей появляется учебная мотивация.
Когда и о чём стоит задуматься?
Май - самое удачное время для планирования расписания занятий в июле-августе (в июне всё-таки стоит всем расслабиться). Тонус высокой учебной ответственности позволяет взрослым подойти к делу серьезно. Наблюдая за успехами и трудностями итоговых учебных результатов ребёнка, подобрать оптимальные для его развития пособия на лето и договориться с ним о дате начала и длительности домашних уроков. Книги, выбранные вами в помощники, лучше положить на видное место - это будет ненавязчивое и не раздражающее ученика напоминание. С установленным расписанием и книгами перед глазами - только так, никаких неожиданностей! - ребёнок не будет воспринимать их как бремя или наказание.
Но "золотое сечение" успеха - не в ежедневных 30-минутных тренингах. Только интерес к ребёнку, потребность в общих впечатлениях, открытиях, азарте общих игр могут создать атмосферу, в которой он будет развиваться и незаметно для себя обогащать свои когнитивные ресурсы.
Предлагаю вам 5 идей для летних будней и совместных выходных.
Идея №1. "Игра в художника"
Развиваем воображение и сообразительность.
Взрослый загадывает слово и рисует картинку, а ребёнок слово отгадывает. Чтобы было интереснее, нужно изображать предметы, которые начинаются на определенную букву.
Идея №2. "Очень интересно всё, что неизвестно!"
Это игра, в которой есть ответ и к нему нужно подобрать вопрос. Взрослый называет ответ, например, дупло. А ребенок пробует составить вопрос: как называют и дырку в зубе, и дырку в дереве? Шишка, мышка, башмак, кружок, марс, звезда... дальше сами!
Идея №3. "Читайте книги"
Банально? Нет, если вместе и обхохочешься. Мои рекомендации в галерее.
Идея 4. "Запасное время"
Отправляясь в путешествие по России или в дальние страны, используйте время в дороге с пользой. Предлагаю вам подборку самого полезного.
Играем в машине.
Подбери к словам противоположные слова по значению (зима-лето; теплый-? мокрый- ? свежий - ?)
Как будут называть детей, когда они вырастут (Маша – Мария; Петя -? Саша -? т.д.)
Как назовем салат из овощей? – овощной салат; суп из грибов? соус из сливок? пирог со сливами? и т.д
Назови место, где: продают хлеб? - булочная, .... Стригут? Лечат животных? Готовят еду дома? и т.д.
Как называют человека, который водит поезд? - машинист. Управляет самолетом? Водит мотоцикл?
Игры в поезде.
Идея №5. Прислушаться к мнению экспертов
Эти задания я беру в серии пособий «Давай учиться весело! Тетрадка на выходные» авторов Наталии Винокуровой и Ларисы Зайцевой. В этой серии есть книги для 1-го, 2-го и 3-го классов. Авторы дают удивительно простые (всё гениальное просто!) советы, как сделать работу с детьми в выходные и на каникулах наиболее эффективной, вот они:
1. Не допускать, чтобы ребенок скучал во время занятий. Интерес –сильнейший мотив обучения.
2. Развитие способностей напрямую определяется временем и постоянной практикой.
3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов детей.
4. В занятиях с ребенком нужна мера. Не перегружайте ребенка
5. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки и чаще хвалите ребенка.
Ну а для тех, кто хочет большего, кому мало учить, но важно ещё развивать и воспитывать, предлагаю фрагмент статьи Натальи Константиновны Винокуровой и Ларисы Геннадьевны Зайцевой.
" ...Нами в течение более 25 лет разрабатывалась и апробировалась (на основе последних достижений психологии, нейропсихологии дидактики, логопедии) методика развития познавательного потенциала детей. Было выяснено, что для успешного обучения детей необходимо сформировать у них следующие психические механизмы:
- быстроту реакции, которая проявляется в быстроте припоминания программного материала;
- внимание (особенно произвольное);
- такие виды памяти, как зрительная, моторная, слуховая. С упором на последнюю, так как она развита хуже у маленьких детей, а в школе именно на нее будет ориентирован учитель;
- речь, которая является одной из самых важных составляющих жизни человека. Перед маленьким ребенком стоит большая, важная задача — овладеть искусством правильно и понятно выражать свои мысли, усвоить все богатство и многообразие русского языка;
- воображение, которое, по мнению психологов, способно «изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое»;
- логическое мышление. Именно степень и качество овладения логически-поисковыми операциями является критерием качества усвоения знаний.
Современная школьная программа интенсивна и насыщенна, и учитель, к сожалению, не всегда имеет возможность разнообразить учебный материал заданиями, направленными на развитие вышеперечисленных процессов. Поэтому на страницах наших книг мы предлагаем вам, уважаемые взрослые, заняться этим вместе с нами... А как работать более эффективно, будем показывать на конкретных приемах.
...
В наших книгах можно встретить много Разминок, тренирующих
быстроту реакции и внимание. Одним из условий в этом задании является то, что ребёнок должен постараться как можно быстрее ответить на вопросы взрослого.
Например, в нашей серии «Давай учиться весело!» есть такая разминка.
•Чем отличаются слова КОСТЬ и ГОСТЬ? А слова НОС и СОН? А слова МАМА и МАГМА?
•Какие слова противоположны по значению следующим: НОЧЬ? СТОЯТЬ? ПОЗДНО? БЕЛЫЙ? КРАСИВЫЙ?
•Что больше: 5 + 3 или 4 + 2? На сколько?
•В предложении «Каждый человек любит свой родной дом» назови самое короткое слово. Сколько в нём букв?
•Кем для тебя является мама твоей мамы? А кто для тебя её муж? •Вот слова: МАМА и ДОЧЬ. Кто из них старше? В каком из этих слов больше букв? А гласных букв? А звуков?
•Как зовут маму телёнка? А маму ягнёнка? Кто был мамой Ниф-Нифа?
Буквенный диктант - приём, развивающий быстроту реакции, эффективно формирующий внимание, память, умение слушать и, что чрезвычайно важно, слышать вопрос. Учителю, например, он поможет осуществить быструю фронтальную проверку материала. В наших же книгах задания составлены так, чтобы вопросы носили интегративный характер. Предложите ребёнку записывать только первые буквы ответов.
•Эту фамилию носит популярный детский писатель, автор «Дяди Стёпы» и «Трёх поросят».
•Она очень похожа на пчелу, но мёда не даёт.
•Отгадай загадку: «Висит груша, нельзя скушать».
•Посмотри внимательно на ряд чисел: 2, 5, 1, 6. С какой буквы начинается третье число?
•Как называется время суток между утром и вечером?
•Этот герой русской народной сказки поймал щуку, исполнявшую все желания.
•Именно там на арене выступают жонглёры, акробаты и клоуны.
Согласитесь, такое слово радостно будет услышать не только ребёнку, но и нам, взрослым.
Числовой диктант используется для проверки знаний, выработки умения слушать и слышать вопрос, развития концентрации внимания, тренировки слуховой памяти и навыков устного счёта.
Ребёнку необходимо выполнить предложенные математические действия и записать итоговый ответ.
Предлагаем вашему вниманию один из числовых диктантов.
1.К количеству слогов в слове «корова» прибавь количество рогов у двух коров.
2.К соседу тройки слева прибавь число, которое на 2 больше количества людей в дуэте.
3.От количества парных согласных в слове капуста отнимите количество слогов в этом слове.
4.К количеству слов в предложении «С ветки упало спелое яблоко» прибавь количество гласных в последнем слове.
Затем можно предложить ребёнку записать полученные числа в порядке убывания: от самого большого до самого маленького.
Математический диктант будет полезен не только для отработки математических умений и навыков, но и для актуализации ранее усвоенных знаний по другим предметам.
1. Сколько цветов на флаге нашей Родины? 3
2. Сколько букв в названии сказочного хлебобулочного изделия, которое убежало от бабушки с дедушкой? 7
3. Сколько всего хвостов и ушей у двух мышей? 6
4. Сколько времён года без зимы? 3
5. Сколько слогов в названии столицы нашей Родины? 2
6. Сколько разрезов надо сделать, чтобы разделить кусок хлеба на 5 частей? 4
7. Сколько раз, согласно известной русской пословице, надо отмерить, чтобы потом 1 раз отрезать? 7
8. Сколько пальцев на левой руке человека? 5
9. Сколько животных помогало вытаскивать репку? 3
10. Сколько в году у человека дней рождения? 1
После выполнения этого задания предложите ребёнку вопросы, которые проверят его слуховую память.
1.Сколько всего вопросов я тебе задала? (10)
2.Какое число в ваших ответах встречалось трижды? (3)
А каких чисел не было вовсе?
3.Вспомни, как звучал вопрос, в котором была упомянута известная русская пословица?
Можешь ли ты вспомнить другие пословицы с этим же числом?
С какими постоянными величинами связано число 7?
Цифровой диктант
Детям предлагаются не вопросы, а утверждения, которые могут быть составлены правильно, а в некоторых из них специально допущена ошибка.
Если ребёнок согласен с утверждением, он записывает единицу. Если не согласен - 0.
Правда ли, что:
1. Россия - столица нашей Родины?
2. Солнце - это планета.
3. В каждом времени года по три месяца.
4. После августа наступит сентябрь.
5. Сказку «Золушка» написал Ганс Христиан Андерсен.
6. В слове столько слогов, сколько в нём согласных букв.
7. В слове ДОРОГА ударение падает на второй слог.
8. Предложение «На остановке стояли люди, старики и дети» составлено правильно.
9. Для того, чтобы разрезать маковый рулет на 8 частей, нужно сделать 7 разрезов.
Итоговый ответ: 0 0 1 1 0 0 1 0 1
Предложите подобные задания составить самому ребёнку. Это будет для него и увлекательно, и эффективно, будет способствовать развитию гибкости и широты мышления.
Мы надеемся, что приёмы, с которыми мы познакомили вас в этой статье, будут полезны и учителям, и родителям. В следующий раз мы с вами обсудим задания, которые активно развивают такой важный психический процесс, как ВНИМАНИЕ.
До новых встреч, Винокурова Наталья Константиновна и Зайцева Лариса Геннадьевна.
- Текст из песни "МЫ МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ" из телефильма «Приключения Электроника» (1980). Юрия Энтин
Автор Галяшина Полина Аликовна, учитель, методист, г. Самара