Найти в Дзене
Воспитатели России

Цель и педагогические задачи духовно-нравственного воспитания

Оглавление

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Автор: Теплова Анна Борисовна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», эксперт Федерального экспертного совета ВОО «Воспитатели России»
Автор: Теплова Анна Борисовна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», эксперт Федерального экспертного совета ВОО «Воспитатели России»

Цель духовно-нравственного воспитания

«Определение цели воспитания мы считаем лучшим пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий. Мы имеем полное право спросить воспитателя, какую цель он будет преследовать в своей деятельности, и потребовать на этот вопрос ясного и категорического ответа». Эти слова великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского особенно актуальны в области духовно-нравственного воспитания детей. Ведь какую бы программу педагог не реализовывал, какой метод или педагогическую технологию не применял, он всегда сам является носителем собственного мировоззрения, которое находит отражение в его работе, хочет он этого или нет.

Вопрос о целях напрямую зависит от того, какую воспитательную модель реализует педагог, каким он видит идеальный образ своего воспитанника. Отсутствие целей приводит к отсутствию или путанице стратегий образования и стратегий воспитания, в частности. Как мы уже говорили, этот идеал сформулирован в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Другое дело, как педагог видит свою задачу в достижении этого идеала. Можно ограничиться понятием «компетентный», тогда мы остановимся на учебной модели и историко-культурологическом формате образования, а можно сконцентрироваться на воспитании высоконравственного, ответственного «Воспитатели России» гражданина, укорененного в духовных и культурных традициях своего народа. И для данной области ближе модель совместной деятельности и духовный формат, объединяющий и культуру, и нравственность.

Следуя принципам, предложенным ФГОС ДО, стоит выстраивать работу по духовно-нравственному воспитанию дошкольников через приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в соответствии условий, требований, и методов возрасту и особенностям развития ребенка, с учетом этнокультурной ситуации развития детей, в сотрудничестве Организации с семьей воспитанников.

Педагогические задачи духовно-нравственного воспитания детей

Очевидно, что в разных форматах образования решаются разные педагогические задачи становления и развития личности ребенка.

Мы должны хорошо понимать, что должно произойти с ребенком в результате нашего педагогического воздействия на базе данного содержания? И что произойдет с ребенком, если мы оставляем только культурологическое содержание духовно-нравственного образования? Духовно-нравственное образование – это и есть проблема становления личности. Можно ли педагогическую задачу становления личности ребенка решить только на культурологическом содержании?

Мы считаем, что это невозможно, так как просветительское содержание с опорой на знание не дает опыта приобщения. В качестве примера возьмем понятное всем событие – праздник Пасхи. Вне приобщения к смыслам этого события воспитатели, преподаватели остаются на уровне ознакомления с культурой празднования. Дети рисуют, раскрашивают яйца, делают пасхальные поделки и открытки, и смысл праздника распадается на многочисленные технологии, на переживание детьми своего умения рисовать, клеить, раскрашивать. То есть в таком аспекте нравственное и тем более духовное содержание не наращивается. Процесс становления личности подменяется процессом ознакомления с культурой. Думаю, что мы с вами прекрасно понимаем, что только знание не имеет преображающего значения. Ребенок, который узнал, что есть праздник Пасхи и все готовят куличи и красят яйца, не стал от этого знания ни нравственным, ни тем более духовно-нравственно более развитым.

Культурологическое образование, дающее знание о культуре, номинирующее главные ценности данной культуры, даже примеры следования этим ценностям, но не дающее опыта живого приобщения к культуре, присвоения этих ценностей, не может решать задач даже нравственного развития личности ребенка.

Педагогические задачи в разных форматах

1. Задачи педагога в культурологическом формате воспитания:

  • Привести ребенка к тому, что мы считаем правильным
  • Снабдить его навыками выбора ценностей, традиций и пр.
  • Обеспечить упражнение в поведении в соответствии с ценностями

2. Задачи педагога в духовном формате воспитания:

  • Знакомить с традициями, дать образец как должно быть в практике жизни
  • Дать опыт проживания
  • Предъявить свою картину мира и уклад жизни для того, чтобы ребенку впоследствии было с чем сравнивать

Очевидно, что во втором варианте задача педагога не столько знакомить с традицией, сколько дать ребенку опыт самостоятельного проживания и приобщения к ценностям в соответствии с традицией.

Источник: Теплова А.Б. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста : методические рекомендации – Самара : Вектор, 2020. ISBN 978-5-6044835-4-1 : в рамках проекта ВОО «Воспитатели России» «Большой онлайн-фестиваль дошкольного образования»