Сегодняшний рассказ будет посвящен легендарному грузовику ГАЗ-51 и его полноприводной версии ГАЗ-63.
Начать хочу издалека, несколько лет назад мое стремление к путешествиям занесло меня на самый край Костромской области - Вохомский район.
Был июнь месяц и от сочных цветов сердце билось быстрее, а от свежего воздуха кружилась голова. По моему мнению, нет ничего приятней летнего очарования русской деревни.
И вот, мотаясь по грунтовым дорогам Вохомского района, я совершенно случайно наткнулся на него - ГАЗ-63.
Мое внимание целиком и полностью переключилось на этот легендарный грузовик, я вышел из машины и минут 10-15 просто разглядывал это чудо техники другой эпохи. Восхищаясь как ребенок, которому неожиданно подарили желанный подарок.
Грузовик еще на ходу, хотя он и видел лучшие годы в своей жизни, но и сейчас, как и раньше он возит грузы по сельским дорогам, медленно и уверено передвигаясь в раскисших глиняных колеях.
Сегодня я хочу рассказать вам об этих грузовиках, потому что именно эти машины закладывали фундамент Великой Страны Советов.
К середине 30-х годов стало понятно, что грузовик ГАЗ - АА (легендарная "полуторка"), технически и морально устарел, он требовал срочной замены.
В 1937 году на Горьковском автозаводе была начата разработка принципиально нового грузовика.
Страна требовала новый грузовик, простой и надежный в эксплуатации, в котором сочетались бы с одной стороны проверенные временем технические решения, а с другой стороны в конструкции должны были использоваться передовые на тот момент материалы.
Проектировать новый автомобиль поручили главному конструктору Горьковского автозавода Андрею Александровичу Липгарту, человеку которому еще при жизни присвоили звание легенды, на таких как он и держалась советская промышленность.
Первая версия грузовика вышла на испытания в мае 1939 года, и продолжались они до лета 1940 года. Новый грузовик удивлял своим дизайном - современнейшим на тот момент. Мягкие обводы крыльев, округлая радиаторная решетка, все это разительно отличало новый автомобиль от устаревшей полуторки.
Автомобиль имел 6-цилиндровый двигатель ГАЗ 11, от полноприводной «Эмки». Заключение по автомобилю было в целом положительное и в 1941 году, планировалось начать его серийный выпуск.
Этим планам помешала Война, вероломное нападение фашисткой Германии, потребовало от всей страны колоссальных усилий на достижение общей Победы. Огромную лепту в общее дело внес и ГАЗ, поставляя на фронт тысячи грузовиков, работая на износ.
Все для фронта! Все для Победы!
Этот девиз стал для заводчан не просто лозунгом, а смыслом жизни.
Однако, руководство завода не забывало и то, что Война закончится нашей победой, страну необходимо будет восстанавливать, а для этого будут необходимы тысячи грузовиков, а значит расслабляться нельзя.
Уже в 1943 году работы над грузовиком возобновились.
На второй день после капитуляции Паулюса, 3 февраля 1943 года в Наркомсредмаше открылось совещание сорока пяти автомобильных конструкторов и специалистов, перед которыми стояла задача доложить о подготовке конструкций автомобилей для гражданских целей. На совещании, которое проходило в Москве с 3 по 8 февраля 1943 года, выяснилось, что к мирному времени оказался готов только ГАЗ. Его главный конструктор А.А. Липгарт представил типаж на все автомобили: легковые, грузовые и военные. В перерывах между работами над срочными военными заказами конструкторско-экспериментальный отдел автозавода разработал конструкции перспективных автомобилей». На все горьковские автомобили И.В. Сталин дал «добро», но при этом велел увеличить грузоподъёмность ГАЗ-51 на 500 кг. - из воспоминаний ведущего конструктора ГАЗа Бориса Дихтяра
В мае и сентябре 1944 года, было создано два опытных грузовика ГАЗ-51, отличались они дизайном передней части.
В процессе подготовки производства нового грузовика, был учтен опыт общения с техникой поступавшей к нам по Ленд-Лизу, а также опыт эксплуатации грузовиков в тяжелых условиях.
Как бы то ни было, но уже в июне 1945 года новый грузовик был представлен на показе в Кремле. А в 1946 году уже было выпущено более 3 тыс. грузовиков ГАЗ-51. Грузоподъемность у новой машины установили в 2,5 тонны, что в годы восстановления народного хозяйства имело стратегическое значение.
Ну а с 1947 года грузовик стал поступать во все автопарки страны, на базе ГАЗ-51 стали строить фургоны, автокраны, машины для коммунального хозяйства, тягачи и много еще различных вариантов.
ГАЗ-51 встречался на стройках и в колхозных полях, на трассах и сельских грунтовках, в больницах и армейских колоннах. ГАЗ-51 на долгие годы стал грузовиком, на котором, без преувеличения, держалась вся страна.
В 1948 году было развернуто производство полноприводной версии грузовика ГАЗ-63, который до конца 50х годов стал основным полноприводным грузовиком советской армии, в последствии его заменит, более современный ГАЗ-66, всем нам знакомая "Шишига".
Всего за время производства было выпущено 3 481 033 экземпляра всех модификаций, поистине астрономическая цифра, но даже и она не учитывает грузовики, произведенные по лицензии в Польше, Северной Корее и Китае. Не учитывает она и автобусы, которые производились на шасси 51-го в Павлове, Кургане, Тарту.
Шли годы ГАЗ-51 на конвейере заменила более совершенная машина ГАЗ-53/52, а затем и ему на смену пришли новые грузовики.
Однако, и сейчас в 20х годах 21-го века, старички 51-е все также выполняют свою тяжелую работу, растеряв былой лоск, но не растеряв свою силу и очарования, везут груз по сельским дорогам недовольно ворча карбюраторным мотором.
Сейчас они кажутся архаичными, современные машины комфортней, грузоподъемней, быстрее. При всем при этом 51-е строили великую страну и они со своей задачей справились, справятся ли новые машины зависит только от нас с вами.