Немного о коммуникации
Коммуникация — процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Коммуникация нужна для того, чтобы:
• кому-то что-то сообщить,
• на кого-то/что-то повлиять (например, попросить),
• получить опыт (например, обсудить что-то с другими людьми).
Важно понимать, что коммуникация — это не только слова и речь. Дополнительные знаки, жесты, символы, письменные слова облегчают коммуникацию, делая её многоканальной (когда задействован не только слух, но и зрение, кинестетическое чувство).
Дополнительные элементы коммуникации крайне важны для невербальных детей, по различным причинам испытывающих сложности с использованием речи. Для них можно и нужно использовать альтернативные системы коммуникации.
Альтернативная коммуникация — это все способы общения, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться.
Общение - это обмен информацией, возможность донести другому свои мысли, желания, выразить просьбу. Для детей с нарушениями речи важно реализовывать эту потребность также, как и детям, умеющим говорить.
Таким образом, цель изучения альтернативной коммуникации и ее внедрения в жизнь семьи — попытка дать детям с ограниченными речевыми способностями возможность выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом, а их родителям — ключик к лучшему пониманию потребностей своих детей.
В каких случаях подходит изучение альтернативной коммуникации?
• Нарушение слуха (дополнительная коммуникация всегда использовалась в среде глухих — это язык жестов).
• Двигательные нарушения, создающие моторные трудности (дизартрия, анартрия, апраксия).
• Интеллектуальные проблемы, влияющие на способность усвоения вербальных символов из-за ограничений возможностей памяти, внимания, абстрактного мышления (умственная отсталость).
• Эмоциональные проблемы и нарушение контакта (аутизм), ограничивающие способность к восприятию слов собеседника, а также способность выразить мысли с помощью абстрактных символов, знаков, вербальных слов.
• Специфические органические проблемы артикуляционных органов (при синдроме Дауна низкий тонус артикуляционных мышц мешает овладеть вербальной речью).
• Прогрессирующие заболевания (например, мышечная дистрофия, множественный склероз).
• Приобретённые заболевания или травмы (в результате аварий или инсульта).
• Временные ограничения речевых возможностей (например, из-за трахеотомии).
Системы альтернативной коммуникации
В настоящее время существуют различные системы альтернативной коммуникации. Наиболее распространенными являются:
Система жестов
Система жестов основывается на присвоении каждому слову (предмету, действию или описанию) определенного жеста. Изучение программы жестового языка лучше начать с жестов, обозначающих основные потребности, например: кушать, пить, пользоваться туалетом. В этом случае ребенок будет мотивирован использовать жесты, чтобы выразить свои желания. Форму жеста для конкретного предмета или действия можно выбрать понятную для ребенка, например, похожую по форму на нужный предмет.
Система коммуникации PECS
Система коммуникации PECS («Picture exchange communication system») позволяет ребенку общаться при помощи карточек с изображением предметов/действий. В книге авторов этой системы Л.Фрост и Э.Бонди представлены подробные инструкции по применению системы общения при помощи обмена карточками. Этапы обучения системе PECS включают различные ситуации: от обучения тому, КАК осуществлять общение, до комментирования окружающей среды.
Символьная система
Символьная система предполагает использование символов или картинок для коммуникации. Вариантом использования символьной системы также являются различные приложения на электронных устройствах, такие как LetMeTalk, JABtalk, «Аутизм: Общение», «Говори Молча», "Говорящие карточки" и другие. Ребенок указывает или нажимает на определенный символ/картинку, когда хочет что-то попросить или прокомментировать.
Система подбирается исходя из начальных данных ребенка, его особенностей и возможностей.
В изучении альтернативной коммуникации важен правильный подход и отсутствие спешки. Шаг за шагом ребенок обучится навыкам, которые качественно улучшат его жизнь, а значит и жизнь родителей.