Священномученик Иоанн (Восторгов)
Из слова, сказанного детям и юношам
"По поводу евангельского чтения о женах-мироносицах говорили мы о бесконечно высокой цене нравственного развития человека. В нынешнем апостольском чтении мы слышали напоминание о другой женщине, которая своим примером подтверждает ту же мысль. Это — Тавифа. За что с такой любовью и заботливостью относятся к ней все иоппийские христиане и просят о ней молитв святого апостола? За что и сам апостол склоняется к ходатайству христиан и воскрешает умершую? Ответ дан в прочитанном сейчас отрывке священной книги: она была исполнена добрых дел и творила много милостынь (Деян. 9, 36). За то, что она по своим нравственным качествам заслуживала полной любви со стороны своих ближних, то есть за то, за что мы благоговеем и пред женами-мироносицами, бесстрашными в своей любви и преданности Господу.
Так бывает всегда в жизни. Мы, взрослые, бросая взгляд на свое прошлое, большей частью проходим мимо и забываем тех людей, которые, встречаясь нам на жизненном пути, поражали нас своим умом, блестящими дарованиями и широкими познаниями и, напротив, с благоговением и благодарной любовью останавливаемся и помним тех, которые отличались своими добрыми нравственными качествами, — помним любовь, кротость и самоотвержение наших матерей, помним тяжкий труд без отдыха и без ропота в наших отцах, помним терпеливых и бескорыстных тружеников, страдальцев во имя долга и общего блага, помним вообще людей добрых, честных, благожелательных, не помнящих зла, верящих в Бога, в добро — людей, всегда готовых на помощь ближнему, помним людей прямых, искренних, убежденных, бескорыстно отдавшихся своему служению. Конечно, то же не раз испытывали и вы сами. И в этом вам указание, что прекрасные нравственные качества ценны сами по себе и безусловно необходимы для каждого, кто хочет быть воистину человеком, но, без сомнения, еще ценнее будут эти качества, когда соединяются с правильным умственным развитием, с широким и основательным образованием. Тогда человек становится носителем добра, деятелем блага во всеоружии силы умственной и нравственной и будет дорогим и полезным членом общества. Вы имеете возможность приобрести здесь в школе и то, и другое, то есть и нравственное воспитание, и умственное развитие. Если же не приобретете ничего или выйдите отсюда с одними научными познаниями, без нравственно доброго настроения и направления, то принесете горе и скорбь и стыд тем, в среде которых вы будете жить и действовать, а вместе с тем будете безответны пред Богом и своей собственной совестью, так как вам были даны все средства, чтобы сделаться умными и добрыми, но вы не захотели воспользоваться ими. А кому много дано, с того много же и взыщется".
«Церковность», 1918 год