Накануне, 9 мая, на освобождённых российской армией в ходе начавшейся 24 февраля специальной военной операции территориях Донбасса и исторической Новороссии (Херсощнина, часть Запорожья) впервые за 8 лет отметили праздник Великой Победы.
О налаживающейся жизни в крае в новых условиях, об имеющихся проблемах и перспективах рассказал в эфире Рой ТВ бывший депутат Верховной Рады Украины Олег Царёв, находящийся непосредственно на месте событий в составе одной из местных военно-гражданских администраций.
По его словам, ситуация в Херсонской и части Запорожской областей, перешедших в марте-апреле под контроль российский армии, сейчас точно не хуже, чем в Донецкой и Луганской республиках. Более того, путь Донецка и Луганска проходят гораздо быстрее:
«…очень многое сделано, и фактически семимильными шагами территории продвигаются в правильном, нужном направлении».
Единственная объективная проблема (не считая, очевидно, постоянной угрозы обстрелов со стороны ВСУ, что удалось предотвратить и 9 мая) – «бутылочное горлышко» границы с Крымом, не успевающее обслуживать всех желающих. Таможня временно упразднена, однако пограничный контроль никуда не делся. Более того – он объективно необходим, что приводит к огромным очередям (так же как и между Донецком и Луганском, что само по себе абсурд).
Между тем, через известные по аэропортам «рентгеновские» рамки можно пропускать не только людей, но даже и вагоны, считывая информацию о находящихся там грузах в онлайн режима. В этом случае процедура проверки занимает не более нескольких минут. Да, такие рамки недёшевы, но при правильной постановке вопроса их можно окупить в короткие сроки.
При прямом и непосредственном содействии главы Крыма Сергея Аксёнова удалось запустить российское телевидение и радио, налаживается банковская система, начались выплаты зарплат бюджетникам, пенсий и социальных пособий.
Пока нет референдума, юридически всё это никак не закреплено, но, тем не менее, всё то, что происходит –
«это удар под дых киевской власти. Ведь есть два варианта. Первый вариант – это Мариуполь где нацисты, националисты, украинская армия, прячась за мирных жителей, просто разрушают город. И второй вариант – вот он, вот его видно: Мелитополь, Херсон, где люди ходят по улицам, где всё тихо-спокойно, где нет ни одного разрушенного дома, где работает интернет российский,.. реклама на русском языке, практически нет военных на улицах, нет военной техники, все ходят в гражданском… В Донецке хотят в «зелёнке», а там нет, потому что там мирная жизнь».
Если сравнить цены на бензин, но и здесь ситуация явно не в пользу Украины. Регионы потихоньку входят в рублёвую зону, возник специфический бизнес – размена безналичных рублей на наличные гривны. Нашлись и коммерчески одарённые люди, способные запустить грузовые и пассажирские потоки через блокпосты на «линии фронта» с Украиной, где многие спасаются от «мобилизации». Дальнейшее улучшение социально-экономической ситуации, равно как переход на российскую систему связи постепенно приведёт к прекращению «проукраинских» митингов, да и диверсанты не будут уже себя чувствовать столь вольготно.
Несмотря на эффективную в целом работу спецслужб, расслабляться не следует. Например, недавно около Акимовки был подорван железнодорожный мост на границе Херсонской и Запорожской областей. В Киеве никогда не смирятся с тем, что на части её бывшей территории все относительно спокойно, и будут делать всё для дестабилизации обстановки.
В силу чрезвычайных обстоятельств военного времени реальная власть на территориях – пока у «человека с ружьём». Назначаются комендатуры, призванные следить за порядком, в том числе за самими военными и ополченцами. С этим сейчас очень строго – малейшее нарушение закона пресекается так же, как будто оно происходит на территории Российской Федерации. В свою очередь, приказом комендатуры назначаются руководители военно-гражданские администраций. Делается это с учётом общественного мнения, однако «полноценные» выборы в нынешних условиях проводить, конечно, преждевременно.
Пока имеется непонимание, по каким законам действуют военно-гражданские администрации и в целом функционирует власть. Пока всё происходит в основном по «законам совести», которой у отдельных исполнителей, конечно, может и не быть. Пока таковых мало, однако надеяться на это не следует.
«За мирную гражданскую жизнь на освобождённых территориях можно в принципе не переживать. Видя, кто этим занимается, как занимается, я думаю, что чуть раньше, чуть позже,… я думаю, всё будет нормально. Сейчас самая большая задача, которая максимально стоит – это максимально быстро, с меньшими потерями, провести военную операцию… Эта часть у меня вызывает большие опасения, чем налаживание мирной жизни. Тут, всё-таки, на Донецке и на Луганске все научились – видите, как быстро и банк развернули, и бюджеты сформировали, и связь взяли под контроль… Граница – это самая большая проблема. Уберите – ничего не надо делать, само собой всё нормализуется. Из-за того, что есть граница – составляются списки, какие машины, какие грузы, кого надо срочно перевезти… Руководители на местах составляют, передают на границу, получается, что у одного одни преференции, у другого другие. Всё это очень неправильно, и рано или поздно это приведёт к каким-то проблемам… Но всё равно это всё не те проблемы. Самое главное сейчас решается на фронтах с помощью русского оружия…»,
– отметил, резюмируя, Олег Царёв.
Фото: социальные сети, Anna News
Следите за актуальными новостями, читайте наш сайт, подписывайтесь на наш Telegram-канал!