Именно 10 мая 1978 года, 44 года назад, начались съёмки фильма Станислава Говорухина " Место встречи изменить нельзя".
Лето 1945-го. Отгремел салют Великой Победы и страна постепенно начинает возвращаться к мирной жизни. Молоденький командир разведроты Володя Шарапов, пришёл по распределению в МУР, в отдел по борьбе с бандитизмом. В городе лютует банда «Чёрная кошка», наводя ужас на москвичей. Ну, думаю, сюжет всем знаком........
Капитан Жеглов в этой картине, снятой по роману братьев Вайнеров режиссёром Станиславом Говорухиным, – это одна из самых ярких ролей гениального Владимира Высоцкого. Созданный образ беспощадного борца с бандитами, настоящего героя послевоенного времени, великолепен по своему реализму и эмоциональной насыщенности.
Владимир Высоцкий, ещё при чтении романа Вайнеров примеривший на себя роль Жеглова, был так поглощён съёмками фильма, что Говорухин часто доверял ему ставить сцены, а в дни своего отсутствия на площадке и вовсе оставлял за главного. О том, что Высоцкий изначально был единственной кандидатурой на роль Жеглова, знают все. А вот тот факт, что на роль Горбатого изначально предполагалось позвать Ролана Быкова, как-то даже тяжело представить. Тем не менее именно ему предлагали эту работу — и Быкову она категорически не нравилась. В конце концов Аркадий Вайнер с горем пополам уговорил актера приехать на пробы в Одессу, а там у последнего случился сердечный приступ. Тогда-то и позвонили Джигарханяну, который, романа не видел в глаза и вообще не понимал, о чем речь.
Ему переправили сценарий. На следующий день Джигарханян согласился на роль и прилетел на съемки, где его уже ждали гримеры. Как вспоминал потом актер, самым ужасным из всего этого обмундирования был парик. Каждый раз, когда приходилось наклонять голову, он сползал — и получался брак. К концу съемок у Джигарханяна все время болела шея. Зато с горбом никаких проблем не было — телесную модификацию сделали из ваты, так что таскать ее на себе было легко.
Актера на роль Володи Шарапова режиссер искал очень долго, все было не то. Его мог сыграть Евгений Леонов-Гладышев (Вася Векшин) и Станислав Садальский (Кирпич). Предлагали Николая Губенко, но против него сильно возражал Высоцкий, который видел в их манере игры много общего и боялся, что они просто потеряются на фоне друг друга. В конце концов режиссер пригласил на роль Владимира Конкина — молодого, симпатичного и очень популярного после роли Павки Корчагина в «Как закалялась сталь». С точки зрения братьев Вайнеров, это была огромная ошибка. Они видели своего Шарапова человеком более опытным и жестким. Тут, правда, надо отметить, что и работа Высоцкого им потом не очень понравилась: авторы считали, что он испортил им однозначно отрицательного героя. Кстати, книга братьев Вайнеров, называется "Эра милосердия"
Станислава Говорухина Конкин устраивал. А дальше для молодого актера начался настоящий ад, потому что работать с Высоцким было невозможно: он постоянно поправлял, руководил, не давал сосредоточиться. В конце концов после нескольких съемочных дней режиссер заявил Конкину: "Что же ты, Володя, делаешь? Я был уверен, что ты справишься, а ты меня предаешь".
Это было последней каплей — актер собрался уезжать. Успокоил его Виктор Павлов, который играл Левченко.
Он поехал с Конкиным на вокзал, там забрался на пьедестал памятника Марксу и Ленину и стал с выражением читать сценарий. При этом Павлов еще и по очереди обнимал вождей революции, то и дело воздевал руки к небу и в итоге довел молодого коллегу до того, что тот уже и говорить не мог от смеха. Тогда Павлов ухватил его под руки, привез обратно в гостиницу, они выпили — и наутро съемки пошли своим чередом. У Конкина хорошо получалось, но отношения на площадке были по-прежнему далеки от теплых. Так что сцены ссор между Жегловым и Шараповым происходили легко и непринужденно — актерам даже играть ничего не надо было.
Были и такие эпизоды, на съемках которых настаивали консультанты от МВД, а участники съемочной группы были против. Это, например, сцена, в которой Жеглов сидит за пианино в форме: Высоцкий категорически отказывался надевать мундир, который ассоциировался у него только с репрессиями. Однако ситуация была такой, что или Высоцкий надевает форму, или Говорухину не дадут снять сцену, где Жеглов подбрасывает кошелек Косте Кирпичу. Так появилось знаменитое «Это моя домашняя одежда, нечто вроде пижамы»
10 ноября 1979 года «Место встречи изменить нельзя» вышел на экраны. Уже во время второй серии оказалось, что люди не выходят на улицы и устраивают рабочие перерывы — лишь бы посмотреть. Фактически на время показа жизнь останавливалась. Очень быстро ушли в народ и стали крылатыми реплики героев. Несмотря на это, у картины не было ни единой награды. Во время Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов в Ереване в 1980 году было больше премий, чем номинантов — и все-таки «Место встречи» не получило ни одной. Только в 1987-м Владимиру Высоцкому посмертно дали за роль Жеглова Государственную премию СССР.
Памятники легендарным героям этого советского детективного сериала – Жеглову и Шарапову – установлены в Москве, у здания уголовного розыска на Петровке, 38, и в Волгограде, у здания областного МВД.
А вы любите этот фильм? Поделитесь!
Мы его смотрели бесчисленное количество раз!)))))
С уважением, Татьяна и Николай.
Все фото из открытой сети.
#любимый фильм #место встречи изменить нельзя #Владимир высоцкий