Их связывает то, что оба родились и выросли в Западной Бенгалии, а также многолетняя дружба. Связала их и одна из выставок, хотя работы каждого из художников уникальны по технике, стилю и предмету.
Самир Мондал (Samir Mondal) работает исключительно акварелью, Аджай Де (Ajay De) предпочел уголь. Художники обычно пробуют разные техники, и придерживаться только одной — и при этом быть успешным — своего рода подвиг, который совершили лишь немногие.
Самир Мондал родился в 1952 году в бенгальской деревне под названием Бэлти.
«Вода была неотъемлемой частью жизни, и говорят, что если ты родился у реки, ты должен петь или рисовать.
В раннем детстве мы играли с кусочками ясеня, красной глиной, лепестками цветов, листьями. Все это прекрасно размокало или растворялось в воде.
Может быть, акварель - это то, на чем я вырос, и мне это нравится, но также это то, что доставляет мне огромное удовлетворение и чувство выполненного долга».
Так же, как и другие деревенские дети, он получал краски, измельчая листья и цветы, собирал сажу из ламп, даже крал традиционную красную краску для рук и ног под названием "альта" у своей матери.
Сезонные изменения, деревенские фестивали, воздушные змеи, раскрашивающие небо мириадами цветов, устрашающий образ богини Кали, деревенские ремесленники, превращающие куски глины в прекрасные изображения богов и богинь, я любил наблюдать за всем этим.
Словно губка, я впитывал своими глазами природные цвета.
Как и большинство его современников, Самир Мондал приехал учиться в в Калькутту. Окончил Государственный художественный колледж в 1975 году.
Для индийского искусства это был во многих смыслах критический период. Некоторые из его старших товарищей уже не почитали традиции Бенгальской школы живописи или Калькуттской группы. В моде были смелые эксперименты, даже бунтарство.
И художник был готов к этому. В колледже его увлекли прозрачность и волшебные аспекты акварели. Он изучал классические техники британских мастеров и их обычные темы, такие как птицы, цветы и пейзаж в целом, но также желал перемен, новизны.
Поэтому Самир Мондал изучал масляную живопись, подмечал структурные качества масел, их особенности.
Он начал экспериментировать с акварелью, пытаясь придать ей некоторые свойства масел. Технически это стало его новшеством, секретом, чудом.
Также его вдохновляли доисторические наскальные рисунки, фрески из пещер Аджанты, китайская акварель, египетские иероглифы.
Новшество присутствует и в его натюрмортах. На всех работах изображены цветы, но на некоторых они просто неподвижны и красивы, статичны в своих горшках или вазах.
В то же время на других — цветы выделяются, приобретают характер, становятся главными героями, а есть практически абстрактные картины, где цветы — это лишь намек на присутствие, просто тень или лепесток.
«В студенческие годы человеком, чьи работы очень тронули меня, был наш учитель Гопал Гхош. Однако он был больше известен как блестящий акварелист. Я многому научился, изучая его картины.
Именно в работах Гопала Гхоша я заметил, как он ломает общепринятые представления об использовании цветов. Я видел, как он рисовал голубые деревья, желтую воду, красные облака и даже черное солнце!
Больше всего меня огорчает, когда люди говорят, что картины, написанные маслом, живут дольше, спрашивают, сохранятся ли акварельные краски? Но акварель существует уже более 33 000 лет. Посмотрите на индийские фрески и миниатюры — все они были выполнены акварелью!»
В его работах есть магия - та, что превращает листы пустой белой бумаги в удивительные произведения искусства.
Аджай Де родился в 1967 году в Калькутте. Там прошло его детство, мальчик – интроверт проводил время, читая стихи Рабиндраната Тагора, а в возрасте шести лет впервые попробовал рисовать углем. Это дало ему возможность изображать свои чувства и мысли, пусть и на бумаге.
Жадное любопытство сегодня владеет мной.
Нигде ничего ничтожного не видят глаза мои,
Кажется мне бесценною каждая пядь земли.
Сердцу любые малости дороги и нужны...(Рабиндранат Тагор. "Жизнь драгоценна")
«Древесный уголь. Моя волшебная палочка, лишь он вдыхает жизнь в мою бумагу чувств, свободную от неволи традиционных красок, и это то, что хочет мое сердце, мое искусство.
Мои приемы относительно сложны, так как я рисую пальцами и ладонями и никогда не использую кисть. В этом случае ошибку нельзя исправить».
Он не любит говорить о своей юности, но известно, что отец Аджая был лидером местных коммунистов. Сам Аджай Де на какое-то время поверил, что коммунизм - это решение всех проблем, даже стал участником Коммунистического студенческого движения.
Затем он понял, что в идеале коммунизм – это «простая жизнь и служение людям». В реальности же все было иначе, а бедные становились лишь беднее.
«Сегодня коммунизма нет», - говорит Аджай Де. Но настоящие коммунисты, по его мнению, все же остались.
«Это вы, это я, это люди, которые в целом страдают от рук лидеров, пьяных от власти, которые упускают из виду боль и страдания простого человека. Мы последние коммунисты, вы, я и обычные люди».
Аджай Де является автором нескольких серий работ, в том числе о Ганеше, Матери Терезе, рикшах Мумбаи и Калькутты.
Не так давно он начал использовать цветные (красные, синие и золотые) акриловые вкрапления, хоть на разработку новой техники и потребовалось много времени.
«Когда я пытался продавать свои работы, многие галереи были обескуражены, а для меня в комбинации черно-белого есть необычайная красота, множество настроений, оттенков и глубины. В этих цветах есть мир и спокойствие.
Жизнь полна оттенков. Если бы кто-то посмотрел на мои творения глазами чувств, он бы нашел в них цвета огня и зелень снов».
Обложка: Самир Мондал. Натюрморт с цветами. Источник: http://www.aakrititalkart.com/m/blogpost?id=3620855%3ABlogPost%3A59660
Источник репродукций работ Аджая Де - http://ajayde.in/index.html
Каналы, которые просматриваю с большим удовольствием:
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.