Найти тему
БО.big

Как не допустить конфликтов среди собак

Если у вас живет всего одна собака, мы вам, конечно, сочувствуем, но зато с ней легче взаимодействовать. Да и сам пес уверен, что все колбасьи попки вселенной и мамичкина любовь принадлежат ему одному, нет вокруг никакой конкуренции за диван, миску с едой и любимого плюшевого ктулху. Но если в доме появляется вторая, а у некоторых счастливчиков и третья псина, тут придется, во-первых, их правильно познакомить, а во-вторых, ввести четкие правила песьего общежития, чтобы не осталось поводов для конфликта.

Знакомство старой и новой собак всегда начинается на нейтральной территории. Лучше всего на улице. А если у вас щенок, которому еще нельзя гулять, то пусть все равно выходит и сидит на ручках или на чистой поляне поодаль от места выгула других собак.

Важные правила знакомства таковы: псов нужно хвалить и угощать за лояльную или нейтральную реакцию друг на друга, а еще стоит убрать все источники конкуренции на время привыкания собак к друг другу.

Например, спрятать все песьи игрушки, поставить несколько мисок с водой, освободить место на диване, чтобы улечься могли все волосатики.

Чтобы все представители стаи чувствовали себя комфортно, хозяевам надо взять решение потенциально конфликтных вопросов на себя. Например, когда вы выдаете собакам вкусноту, нужно называть каждую по имени. Скажем, у вас образовалась пригоршня огуречных попок и хочется распределить их между псами. Вы сначала произносите кличку, а потом даете тому, чья кличка прозвучала. Для остальных это значит: убери клюв и соблюдай очередь. Попытки втиснуться пресекайте словом «нет», а прекращение попыток поощряйте, произнося кличку умнички и выдавая огуречную попку.

-2

Так собакам становится понятно, что нет смысла бороться за огуречную попку, потому что все равно мамичка решает, кому и в какой момент она достанется. Та же история с разнообразными просьбами к собакам. Когда вы приглашаете на диван мистера Бульдога, мистеру Терьеру, если он тоже приперся, нужно велеть уйти. Это не потому, что возле вашего сердца есть место только для одного мохнатого мистера, а чтобы джентльмены понимали: когда звучит имя одного, второго вся эта движуха не касается.

Надо учесть, что просьбы могут касаться только одной собаки, скажем, из трех. Например, мы говорим мистеру Бульдогу, чтобы подвинулся, а мистер Терьер в это время может продолжать валяться у вас на голове. А команды касаются сразу всех собак. Если мы крикнули «Ко мне», прибежать должны все имеющиеся в наличии собаки вне зависимости от того, чем каждая из них в это время занимается.

Кстати, изучение этих самых команд и воспитание вообще лучше проводить с каждым псом индивидуально. Например, у вас живут две симпатичные сучки, одна из которых прекрасно ходит на провисшем поводке, а вторая тянет, как самая ответственная бурлачиха баржу по Волге. Придется ради тренировок гулять с бурлачихой отдельно, чтобы была возможность адресно хвалить и проявлять недовольство.

Совсем гиблое дело — добиваться послушания одновременно от обеих. Потому что когда вы хвалите одну за то, что она идет и не тянет, вторая обязательно примет это на свой счет, даже если в это время самозабвенно впрягается в поводок.

После того, как нужные навыки изучены с каждой из собак по отдельности, нужно будет их совместить и пробежаться по учебной программе заново. При этом желательно не срываться и не грубить собакам, потому что, если вы недовольны одной из них, вторая станет волноваться, так как не поймет, куда направлен мамичкин гнев. Если чувствуете, что стая на прогулке выходит из-под контроля, значит, раздельное обучение завершилось слишком рано и нужно вернуться на шаг назад.

-3

Обучение стаи — дело наживное, и его лучше отложить, если ваши собаки конфликтуют. И под конфликтом не всегда имеются в виду драки. Песье сообщество в этом смысле, почти как человечье. Мы можем находиться в ссоре с младшим братом, но не станем бросаться на него с кулаками. Все ограничится суровыми взглядами и бойкотом, например. «Невидимые» песьи конфликты опасны едва ли не сильнее, чем явные разборки. Обычно одна псина притесняет другую без лишних звуков. Просто оттесняет от мамички или не дает подходить на раздачу вкусноты. И все время недобро зырит.

Тот пес, которого в стае молча гнобят, чаще всего, старается не провоцировать открытый конфликт. Поэтому не подходит к хозяевам, когда другая собака рядом, не тянется к игрушкам, если видит на горизонте коллегу по стае, и вообще сидит печальный и безынициативно наблюдает за происходящим. Подобные разногласия в стае лучше замечать на ранних стадиях, потому что у них есть шанс перерасти в открытую войну.

Более наглого пса надо осаживать и иногда отгонять от ресурсов, чтобы понимал: вниманием и всеми другими приятностями здесь распоряжается не он, а люди. А собака, которая претерпевает и лишается, пусть проводит больше времени за теми занятиями, к которым ее пытаются не допускать другие псы (за гладилками, совместным просмотром сериалов и т.д.).

Если молчаливая конфронтация перерастает в открытую драку, часто хозяева не находят ничего лучше, как разделить собак по разным комнатам сразу после стычки. С человеческой точки зрения, это привычная мера: так разделяют разбесившихся детей, да и родители иногда расходятся после ссоры по разным комнатам, чтоб «глаза мои тебя не видели». В случае с собаками этот способ только все усугубит. Когда собаки дерутся, их главное желание — не видеть друг друга. Если хозяин их разделяет, значит, они добились своего. То есть получили поощрение за драку, сигнал: «деритесь и получите то, чего вам так хочется».

-4

В случае стычки собак стоит разнять, но оставить рядом друг с другом, нахваливая, если не пырятся друг на друга и не затевают новую драку. Можно нарядить обеих в намордники и поводки, чтобы не было так страшно за их здоровье. Но поощрение за мирное поведение они должны получать рядом друг с другом, а не сидеть в изоляции, «думая о своем поведении».

Как известно, о поведении в прошлом собаки думать не способны. Для них существует только «здесь и сейчас».

Иногда хозяева путают конфликты с мирной коммуникацией. Например, потому что привыкли считать песий рык синонимом матерного посыла оппонента куда подальше. Но рычать друг на друга для них равносильно выражению мнения. Например, мистер Бульдог вознамерился отнять у мистера Терьера любимый мяч, а мистер Терьер против и нарычал в ответ. И это ок. Мячом владеет тот, у кого он во рту. А другой, услышав рык, обычно понимает, что надо отступить. Это не конфликт, а разговор приятелей: «— А ты еще не наигрался? — Отстань, потом поиграешь, когда мне надоест». Та же история с ситуациями, когда один пес нечаянно наступил на другого или потревожил во сне. Тут допустимо высказываться рыком.

При всем равенстве и братстве, которые нужно соблюдать в вашей уютной домашней стае, совершенно нормально, если для разных собак устанавливаются разные правила. Например, одна из моих собак — Борсук — живет в спальне, куда другим животным нельзя.

Все прекрасно усвоили это правило и не задают вопросов, за что такая обидная несправедливость. Просто потому, что у них нет способностей размышлять о несправедливости. Зато есть способности выучить правила и соблюдать их, даже если они работают только в отношении кого-то одного.

Это как мы не пьем из любимой кружки жены, потому что так заведено у нас в семье. Странно на это обижаться, проще принять правило и придерживаться его.

Так что, если вам хочется валяться с мистером Терьером на диване, а шерсть мистера Бульдога не хотелось бы видеть на велюровой обивке — это ваше право. Просто нужно быть последовательными в соблюдении законов, которые вы же и решили установить. Собаке живется легко и хорошо даже без дивана, если она получает ясные и непротиворечивые сигналы. Задуматься о том, чем Терьер заслужил возможность спать на мягком и за что ему такие привилегии, Бульдог все равно не сможет.

Фото автора и Елены Волковой, обработал Ренат Муртаев