Найти тему
Книги. Издательство АСТ

Константин Аксаков: как жил старший идеолог славянофильства?

Оглавление

В апреле мы вспоминаем о жизни и творчестве замечательного русского историка, литературного критика, публициста и поэта.

Детство в Аксаково

Первые годы жизни Аксакова прошли в родовом имении под Оренбургом. Он был первым сыном в семье писателя Сергея Аксакова и дочери генерала Ольги Заплатиной. Мать Константина отличалась пылким патриотизмом, поэтичной душой и живой натурой. Детей своих предпочитала воспитывать в православной традиции.

В 1826 году Аксакова-старшего назначили цензором, а семья перебралась в Москву. У родителей собирался салон, посетители которого придерживались патриотического направления, – Николай Надеждин, Михаил Погодин. Захаживали также и «высокие» гости – Гоголь, Щепкин.

Несомненно, все это сильно повлияло на мировоззрение маленького Костика. Он всегда выбирал игры исконно-русские, традиционные, с интересом мальчик изучал труды Ломоносова и Карамзина, Дмитриева и Хераскова. В их доме, несмотря на «галломанию» того времени, принципиально говорили только на русском языке.

-2

Славянофил и почитатель Ломоносова

По достижении 15 лет Аксаков поступил на словесное отделение Московского университета. Страстно увлекся немецкой философией, особенно уважал Гегеля. Входил в кружок Николая Станкевича вместе с однокашником Виссарионом Белинским. Посетив однажды Европу, Аксаков еще больше убедился в потенциале России по сравнению с Западом.

В 1839 году Аксаков вместе с единомышленниками создает кружок славянофилов. Собрания кружка проходят в аксаковском доме. Вместе с Алексеем Хомяковым, Иваном Киреевским, Юрием Самариным ведутся рассуждения об особенностях русского уклада, о православии. Аксаков не любил европейскую одежду, а как истинный «русолюб» носил бороду, косоворотку и мурмолку — круглую шапочку с меховым отворотом. Александр Герцен однажды написал: «Аксаков одевался так национально, что народ на улицах принимал его за персиянина». При этом когда кто-то в его присутствии говорил на французском, Аксаков имел обыкновение фыркать и отворачиваться.

-3

Особое внимание Аксаков уделял языку — отражению народного духа. Не просто так ведь удостоили званием магистра русской словесности! Степень Константин получил за диссертацию, посвященную Ломоносову, фактическому создателю русского литературного языка. Перед ним Аксаков приклонялся, а вот Петра I ругал на все корки — исказил родной язык под игом иностранщины!

Михаил Ломоносов
Михаил Ломоносов

В исторических работах (например, «О быте славян вообще и русских в частности» (1852), «О внутреннем состоянии России» (1855), «О русском воззрении» (1856) и многих других) Константин Сергеевич выражал собственные взгляды на русскую историю. «Могучее существо, с громким голосом, откровенное, чистосердечное, талантливое, но чудаковатое», —писал об Аксакове русский историк Соловьев, а Погодин называл Аксакова печенегом за его «восточные» взгляды и атлетическое сложение.

О своих идеях Константин Сергеевич увлечённо спорил с представителями противоположного направления общественной мысли 1840-х годов — западниками. Вера в скорое русское возрождение проецировалась Константином Сергеевичем на современную ему политику. Это нашло отражение в упомянутых выше исторических работах мыслителя.

-5

Певец эпохи романтизма

Запомнился Константин Сергеевич современникам и потомкам также как прозаик и поэт. Проза Аксакова Повести и рассказы Константина Аксакова написаны в духе модного тогда романтизма. К примеру, в повести «Облако» он рисует образ мечтателя, проводящего время за созерцанием природы. Герой разочаровывается в мире, видит темную сторону, однако его возлюбленная заставляет снова полюбить жизнь и восхищаться ею в полной мере.

Стихотворения Аксакова отличались так же невыразимой душевностью. Свой отклик у читателей нашли стихи «Ручей», «Элегия», «Думы», «Гроза», «Скоро зима». Спустя полвека поэты Фет и Тютчев продолжат тему натуралистической поэзии, основы которой заложил Константин Аксаков.

Позже Чайковский написал музыку на один из его (измененных стихов. Получилась одна из самых популярных в XIX веке детских песенок:

Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
Что из крыльев комаришки
Сделал две себе манишки
И — в крахмал!

Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,
Что из грецкого ореха
Сделал стул, чтоб слушать эхо,
И — кричал!
( "Лизочек", Константин Аксаков)

Ушел вслед за отцом

Константин Сергеевич был чрезвычайно близок с отцом, и когда тот умирает в 1859 году, начинает чувствовать ужасную тоску. Эта тоска со временем превратилась в пожирающее пламя чахотки, которая и унесла жизнь мыслителя. Аксаков умер в возрасте 43 года в 1860 — прямо на пороге больших перемен в жизни России. Закончить же рассказ о нем, возможно, стоит цитатой его отца:

«Кажется, остается желать, чтобы он на всю жизнь оставался в своем приятном заблуждении, ибо прозрение невозможно без тяжких и горьких утрат: так пусть его живет да верит Руси совершенству».

Вклад в философию

Основной вклад Аксакова в славянофильское учение — это его общественно-политическая теория и система эстетических взглядов. В своих эмоциональных, проникнутых верой и любовью к народу статьях Аксаков утверждал самобытность русской истории, право на собственный, непохожий на другие, путь исторического развития России.

Иван Аксаков, издатель трудов брата-славянофила
Иван Аксаков, издатель трудов брата-славянофила

К сожалению, труды его никогда не были изданы полным собранием сочинений. Только после его смерти брат, Иван Сергеевич (тоже писатель), издает три тома текстов Константина. Однако идеи славянофильства не умерли вместе с их старшим идеологом. Они продолжили влиять на умы и мировоззрение людей той эпохи и вполне себе дожили до нашего времени.

Спасибо, что добрались до этого места. Если чтение вам понравилось или показалось полезным, то ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Это поможет алгоритмам Яндекса показывать вам больше материалов на близкие темы.