9 мая - день Великой Победы Красной армии и советского народа над нацисткой Германией в Отечественной войне. Это важный судьбоносный день для всей России и для каждой отдельной семьи.
Вспоминая подвиги и героизм наших солдат, многие из нас задаются вопросами, что же помогало им в этом нелегком бою, что сформировало эту удивительную волю к жизни, волю к победе?
Эта война является очень поучительной для каждого человека, она вселила в каждого из нас уверенность, что с помощью силы духа возможно преодолеть любые препятствия, ведь любая победа - это прежде всего победа над самим собой...
Виктор Эмиль Франкл. Сказать жизни - “Да”: психолог в концлагере.
Австрийский психолог Виктор Франкл - бывший узник нацистского концентрационного лагеря. После двух лет и семи месяцев заключения в концлагерях он вернулся в Вену и в 1945 году он закончил свою всемирно известную книгу «Сказать жизни - „Да!“: Психолог в концлагере». В книге описан опыт заключённого с точки зрения психиатра.
Поговорим об искусстве. Позвольте – искусство в концлагере? Возможно ли такое? Да, но, конечно, смотря что называть искусством.
Изредка, время от времени, устраивалось что-то вроде эстрадного концерта. Какой– нибудь барак прибирали почище, притаскивали туда пару скамеек, составляли «программу». И вечером сюда приходили те, кому в лагере жилось сравнительно не так уж плохо, – капо, лагерные рабочие, не входившие в обычные команды. Они приходили сюда, чтобы немного посмеяться, а может, и поплакать, и во всяком случае – хоть чуть-чуть отвлечься, забыться. Концерт был неприхотлив: пара спетых песенок, пара прочитанных стихотворений, разыгранных шуточных сценок. И представьте, это помогало! Настолько помогало, что и некоторые «непривилегированные» обычные заключенные, несмотря на всю усталость, рискуя даже упустить свой суп, приходили сюда.
Обладателям действительно хороших голосов можно было позавидовать. Поначалу был период, когда нам в обеденный перерыв давали суп (его без особых затрат оплачивала фирма, на которую мы работали). С началом перерыва мы шли в какой– нибудь недостроенный цех, у входа каждый получал черпак этого водянистого супа, и пока мы жадно хлебали его, певец, встав на какую-нибудь бочку, пел нам итальянские арии. И если мы от концерта получали только удовольствие, то он получал двойную порцию супа, причем «снизу», что означало – даже с горохом!
Общение и переписка во время войны.
Любая, даже самая кровавая и жестокая война - это не только бесконечные сражения и обстрелы. Рано или поздно орудия замолкали, и солдатам предоставлялись редкие часы отдыха и спокойствия. В учебниках по истории мало говорится о том, как проводили свой досуг бойцы между боями. Конечно, это не такая полезная информация, как исторические события, но именно такие мелочи помогают понять, как важно наслаждаться и получать удовольствия от жизни ни смотря ни на что даже в самые тяжелые времена войны.
Когда же все неотложные дела были решены, солдат мог уделить время досугу. Чаще всего, солдаты уделяли время полевой почте. Так как жили чаще всего не по строгому распорядку, времени написать письмо не хватало, и для того, чтобы всё-таки послать весточку домой, порой уходило несколько дней, а то и недель. Полученные из дома письма зачастую активно перечитывались по несколько раз, а затем события, происходящие в далёком тылу, обсуждались с товарищами.
Общение с товарищами, также немаловажный аспект досуга. За разговорами, можно было отвлечься от постоянного напряжения, вспомнить былые времена, потравить байки и анекдоты. Казалось бы, такая банальная вещь как обычный разговор «по душам», эффективно помогала поднять дух, измотанных боями бойцов.
Музыка, песни и концерты.
Музыка была неотъемлемой частью солдатского быта. Когда позволяла обстановка, обязательно доставали гармонь или гитару, и запевали уже выученную наизусть песню. Музыкальные инструменты, в полевых условиях тщательно оберегали, а самих музыкантов уважали. В воинских частях же, создавались свои ансамбли и оркестры, в составе которых были сами бойцы. Они выступали в актовых залах или самих казармах для своих товарищей, и не редко для командования.
Также в воинские части, а порой и на передовую, из тыла приезжали настоящие артисты, актёры, циркачи, певцы, и музыканты. Среди них были: Ефим Березин и Юрий Тимошенко, Аркадий Райкин, Борис Сичкин, Клавдия Шульженко, Лидия Русланова и другие. Эти бесстрашные люди, не боялись пуль, и поднимали бойцам боевой дух даже в самых «горячих» местах сражений.
Помимо всего перечисленного, бойцы любили читать книги и журналы, посещали кинотеатры, слушали радио, занимались полевой кухней и играли в импровизированные настольные игры.
Дома культуры, клубы, библиотеки и музеи.
Перестройка страны и жизни под лозунгом: «Все для фронта? Все для победы!», коснулась так же и учреждения культуры. Деятельность каждого из них была настроена на организацию людей, для защиты Родины.
С началом войны резко сократились вложения средств на содержание библиотек, клубов и Домов культуры, уменьшилось их количество. Уже ко второй половине 1941 г. количество библиотек и клубных учреждений уменьшилось вполовину по сравнению с довоенным периодом. На фронт и в партизанские отряды ушло большое количество профессиональных работников учреждений культуры. Многие учреждения культуры превратились в военные госпитали и воинские части.
Основной целью домов культуры, клубов, библиотек, музеев стало разоблачение сущности фашизма, целей и характера войны, ознакомление с внутренним и международным положением Советского Союза. В учреждениях культуры велась пропаганда героических подвигов советских людей в тылу и на фронте, ведущей темой стал: «Советский патриотизм».
Несмотря на военное время, сильно расширилось влияние клубов, музеев и библиотек. Работа этих учреждений была перенесена в красные уголки, в цеха, бомбоубежища, агитпункты вокзалов, на платформы железнодорожных станций, госпитали и воинские части.
В ходе войны изменился и порядок работы культурно-досуговых учреждений, начали проводить небольшие концерты между сменами, индивидуальная и групповая работа с населением: беседы, читки газет, а так же встречи в госпиталях с солдатами.
Также следует отметить работу культработников в госпиталях. Они устраивали концерты для раненых, читали им разные газеты и книги, проводили беседы и обзоры литературы.
Сельские учреждения культуры собирали теплые вещи для фронтовиков, так же устраивали вечера, на которых женщины вязали теплые носки и варежки для воинов.
Годы Великой Отечественной войны доказали силу культурно-досуговых учреждений. Учреждения культуры выдержали военное время, они были как дополнительное оружие в борьбе за победу. Война требовала от работников культуры большой оперативности, навыков, методов работы с людьми и использования новых форм. Доходчивость, простота, эмоциональность и наглядность - вот к чему стремились работники учреждений тот опыт, накопленный культурно-досуговыми учреждениями в годы Великой Отечественной войны, имеет непреходящее значение.
День Победы, который отзывается радостью в наших сердцах, благодарностью тем, кто совершил этот подвиг для нас, будущих поколений. И скорбью о тех колоссальных жертвах, которые понес наш народ на полях сражений, в блокаде, в тылу.
Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой. Всем нашим героям мы говорим спасибо за то, что отмечаем 77-ую годовщину Победы! С праздником!