Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш.
Дидактическая игра — это активная и (или) интерактивная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Сущность понятия "дидактическая игра"
Игровые методы – это формат работы с информацией, обладающий собственной спецификой, который предполагает представление современной действительности и возможность интерактивного взаимодействия с ней.
Многие ученые пытались дать определение понятию «игра». Игра в педагогике – важная составляющая в организации обучения и досуга людей разного возраста. Игровая педагогика – это отрасль педагогики, в которой игры занимают центральную роль в педагогическом процессе.
Выдающийся отечественный психолог, Д.Б. Эльконин, дает игре следующее определение: «Игра – это такое отношение к действительности, которое характеризуется созданием воображаемых ситуаций или передачей свойств одних предметов другим».
Следовательно, игра – это форма деятельности, направленная на воссоздание и усвоение социального опыта, закрепленного в социальных способах реализации объективных действий, в предметах науки и культуры.
Игра – это деятельность, играющая значительную роль в развитии личности ребенка, в формировании ее свойств и обогащении его внутреннего содержания, нравственных и волевых ценностей.
В процессе развития ребенка личностная значимость и привлекательность приобретаются прежде всего теми видами деятельности, которые еще не стали для ребёнка обычным явлением. Данные виды деятельности закрепляются в игре, и ребенок лучше осваивает их во время игрового процесса.
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность и развитие потребности в общении.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, применять их в различных условиях. Игра – это самостоятельная деятельность, во время которой дети общаются со своими сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия для ее достижения и общий опыт.
Одним из видов игры является дидактическая игра. По словам
В.Н. Кругликова: «Дидактические игры – это такой вид обучения, который организован в форме обучающих игр, реализующих ряд принципов обучения и отличающихся наличием правил, установленных структурой игровой деятельности и системой выставления оценок».
Наиболее полное определение дает О.В. Коновалова. Она говорит, что: «Дидактическая игра – это организованная в учебном процессе деятельность, которая направлена на развитие у учащихся познавательных интересов за счет эмоциональной окраски действий, заключающихся в имитации или символическом моделировании явлений и процессов». В результате такой игры формируются конкретные знания, а также соответствующие навыки и умения для их творческого использования.
Пидкасистый П.И. описывает дидактическую игру следующим
образом: «Дидактическая игра – это коллективная и целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением основной задачи и ориентируют свое поведение на победу».
В итоге, можно сказать, что дидактическая игра – это игра с наличием правил, специально созданная для детей с целью обучения и воспитания. Дидактическая игра направлена на решение конкретных задач обучения детей, но при этом в них проявляется воспитательно-развивающее влияние игровой деятельности.