Организатор Хода Катеби борется с мировой швейной промышленностью не как реформатор, а как аболиционист.
Горькие сложности моды нашли Ходу Катеби задолго до того, как она сама нашла их.
"Выросшая в Оклахоме, носящая хиджаб, я должна была смириться с тем, что являюсь заметной мусульманкой", - говорит американская организатор и активистка иранского происхождения. "Люди называли меня террористкой или делали вид, что хотят меня переехать". И когда политики приводили хиджаб и права женщин в качестве обоснования военных действий в Афганистане или экономических санкций против Ирана, по ее словам, "именно тогда я начала по-настоящему задумываться об одежде".
Полтора десятилетия спустя 27-летняя г-жа Катеби стала ведущим критиком мировой швейной промышленности, особенно ее сектора быстрой моды. Если многие из нас избегают слишком пристально изучать сомнительное происхождение своего гардероба, то г-жа Катеби посвятила себя этому скрытому миру - и в конечном итоге разрушила его.
"Вместо того чтобы, скажем, вести кампанию за то, чтобы работникам швейной промышленности платили на доллар больше, - говорит она, - мы призываем покончить с системой, которая изначально ставит работников в такое положение".
Под "мы" здесь подразумевается Blue Tin Production, небольшой кооператив работников швейного производства в Чикаго, управляемый цветными женщинами из рабочего класса, который г-жа Катеби основала в 2019 году. Blue Tin выполняет контракты на пошив одежды таким образом, который противоположен современному потогонному цеху: полное равенство и прозрачность, никакой эксплуатации, злоупотреблений или "зеленого промывания" (термин, применяемый, когда компания преувеличивает свою экологическую сознательность). Цель - производить высококачественную одежду класса люкс и одновременно проливать свет на системные проблемы, вшитые в моду.
Помимо того, что она руководит компанией Blue Tin, г-жа Катеби работает общественным организатором, оратором и писателем, одновременно посещая юридический факультет Калифорнийского университета в Беркли. "Я бегу на шафрановом мороженом и слезах колонизаторов", - говорит она. (Нижеследующее интервью было сокращено и отредактировано).
Что означает аболиционизм в контексте вашей работы?
Быстрая мода - это очень специфический тип производства, в основном ориентированный на скорость и объем выпускаемой продукции. В то время как остальная индустрия моды обычно работает в течение четырех сезонов в году, быстрая мода работает в течение 52: каждую неделю новый сезон. Невозможно создать такое количество продукции этичным или устойчивым способом. Для функционирования системы необходимо насилие. Нападения менеджеров на работников - обычное явление, помимо общего порабощения и вынужденной нищеты, которые не оставляют людям иного выбора, кроме как выполнять эту работу.
Это насилие не может быть реформировано. Легкой аналогией является рабство - вы можете попросить рабовладельцев быть добрее, но этот институт по своей сути является жестоким. Так что Blue Tin - это аболиционистский ответ индустрии быстрой моды.
Как мода стала предметом вашего внимания?
Я открыла для себя модные блоги незадолго до поступления в колледж. Это была забавная отдушина. Но некоторые из моих любимых людей работали с брендами из списка BDS [список компаний и частных лиц, поддерживающих Израиль]. Они не думали о политике, скрывающейся за эстетикой. Когда я создала свой первый сайт, я хотела подтолкнуть людей к тому, чтобы они думали о своей одежде более сложным и тонким образом".
Все связано с модой. Например, мода является одним из крупнейших факторов, способствующих изменению климата - она выбрасывает больше парниковых газов, чем все морские и воздушные перевозки вместе взятые [согласно данным Программы ООН по окружающей среде и Фонда Эллен Макартур].
Кроме того, существует связь между устойчивостью и охраной правопорядка, которая поддерживает возможность существования дешевой рабочей силы. Это, в свою очередь, позволяет определенным районам испытывать непропорционально сильное воздействие, скажем, угольной электростанции, которая загрязняет воздух, что, в свою очередь, препятствует процветанию местного сообщества. Любой вопрос, который вас волнует, вы можете найти в моде.
Более того, каждый шестой человек в мире работает в индустрии моды. Никто об этом не знает, потому что большинство из них - цветные женщины из рабочего класса и фермеры.
Можете ли вы привести пример того, как эта система сопротивляется изменениям?
В Чикаго, Лос-Анджелесе, Нью-Йорке фабрики намеренно нанимают работников без документов, а затем месяцами не платят им зарплату. Когда рабочие расстраиваются, руководство звонит в ICE и устраивает рейд на собственной фабрике. Некоторые из наших бывших членов Blue Tin прошли через этот процесс.
Каковы ваши самые большие проблемы в Blue Tin?
Ликвидация означает положить конец этой индустрии, а также подумать о мире, который мы хотим создать на ее месте. Как мы можем создавать одежду, не прибегая к насилию? Это кажется низкой планкой, но это чрезвычайно сложно и напряженно. Я плачу примерно раз в неделю.
Как это проявляется на ежедневной основе?
В Blue Tin мы стараемся отдавать предпочтение людям, которые "нежелательны" по стандартам индустрии труда. Это означает людей, которые могут не говорить по-английски, или у которых есть потребности в уходе за детьми, или, может быть, им нужно посидеть и пережить травму, через которую они прошли, потому что они пережили домашнее насилие. Люди, которым наши системы нанесли вред различными способами.
В тот год, когда мы начинали работу, одной из наших сотрудниц позвонили и сообщили, что ее дядя и его восьмилетний сын погибли в результате взрывов в Дамаске, Сирия. Мы спросили ее: "Что вам нужно в этот момент?". Мы остановили производство, чтобы пойти с ней на прогулку и построить вокруг нее заботу. Поэтому мы сильно отставали от графика производства и потеряли этого клиента. В конце концов, мы живем в капиталистическом мире. Мы не можем создать утопию, поэтому вопрос заключается в том, как мы можем создать лучшее из того, что может быть, даже если это несовершенно?
Я заметил, что Вы не используете слово "беженцы" при описании команды Blue Tin, хотя другие так делают.
Для меня классовая составляющая важнее, чем составляющая идентичности, потому что я ненавижу политику идентичности. А "иммигрант" и "беженец" стали крылатыми фразами в индустрии моды. Люди думают: "О, милый швейный кружок женщин-иммигрантов".
Команда не хотела, чтобы их травма была связана с ними. Мы пытаемся полностью переосмыслить индустрию моды и укрепить власть швейников, поэтому бренды должны работать с нами из-за этих невероятных навыков и опыта, а не потому, что им плохо. О, конечно, делайте пиар, мне все равно. Но на самом деле это красивая одежда, и они возвращают искусство и мастерство в моду, где ему и место.
Над чем сейчас все работают?
Сейчас они находятся в "чистилище трусиков", как они это называют. Они безостановочно производят нижнее белье для крупного клиента. Я думаю, что это наконец-то сделано, но сейчас мы, по сути, трусиковые предприниматели.
Как формировалось ваше сознание в отношении этих проблем?
Многие мои ценности исходят из исламских ценностей божественного сострадания и божественного милосердия. Они не звучат радикально, но на самом деле это радикальное требование, чтобы мы жили в мире сострадания и милосердия.
Поэтому я за наступление на империю и капитализм. Но необходимо и некоторое воспитание. Нужно одновременно держать и то, и другое. Я думаю, вы бросаете Молотов, но при этом обнимаете кого-то.