Найти в Дзене
Военная история в наградах

"Что творят гады!.."

Нижний Ольшан
Нижний Ольшан


В полдень 19 января 1943 г. штаб 18-го стрелкового корпуса (СК) на основании боевого распоряжения штаба Воронежского фронта от 19 января своим боевым распоряжением поставил 192-й танковой бригаде задачу: к исходу того же дня сосредоточиться в районе села Афанасьевка, где войти в состав 40-й армии.

Согласно докладу АБТУ Воронежского фронта, данная задача была получена бригадой еще в 11.15, однако выступила она в Афанасьевку только в ночь на 20 января. Маршрут бригады пролегал через село Нижняя Ольшань, но при подходе к ней в 2.00 20 января было установлено, что село не было взято частями 309-й стрелковой дивизии (18-й СК). Сейчас это село называется "в мужском роде" - Нижний Ольшан.

Начиная с 18 января здесь оборонялся 417-й пехотный полк немецкой 168-й пехотной дивизии, сохраняя полу окруженным в Острогожске 168-й пехотной и венгерской 13-й легко-пехотной дивизиям (ЛПД) пути отхода в юго-западном направлении. В ночь на 20 января, оставив в Острогожске вместе с остатками 13-й ЛПД свой 248-й саперный батальон и подразделения прикрытия, 168-я пехотная дивизия начала отходить из Острогожска вдоль железной дороги на село Нижний Ольшань. Срочно переброшенные сюда с правого фланга 309-й СД 1-й и 3-й батальоны 959-го стрелкового полка около 8.00 неожиданно для немцев атаковали с востока и северо-востока на Нижнюю Ольшань. Батальонам удалось ворваться на юго-восточную окраину села, разбить задействованные против них подразделения 417-го пехотного полка и временно отрезать 168-й пехотной дивизии пути отхода из Острогожска на юго-запад, однако последовавшей затем контратакой 3-й батальон 246-го пехотного полка оттеснил советскую пехоту из села Нижний Ольшань, что обеспечило выход из окружения в юго-западном направлении сначала главных сил 168-й ПД, а в ночь на 21 января – оставшихся в городе подразделений прикрытия 168-й ПД, 248-го саперного батальона и остатков 13-й ЛПД.

Судя по докладу АБТУ Воронежского фронта, одновременно с прорывом немцев из Острогожска на Нижнюю Ольшань находившиеся в городе венгры стали прорываться на Дальнюю Полубянку (восточнее с. Нижняя Ольшань). Командир 192-й ТБр 20 января направил 416-й танковый батальон для поддержки атак пехоты 309-й СД на Нижнюю Ольшань, а 417-й танковый батальон – на Дальнюю Полубянку. Здесь, у Дальней Полубянки, было захвачено до 2600 пленных.

В воспоминаниях бывшего командира бригады полковника Петрова захват такого количества пленных выглядит так:

«Охранение, выставленное нами на северо-восточной окраине села, заметило приближение многотысячной колонны противника. Чтобы избежать излишнего кровопролития, была выслана группа парламентеров с условием сдачи в плен, но возглавлявший группу был убит. В ответ на такую подлость, бригада была развернута в боевой порядок и двум танкам был дан приказ открыть огонь под ноги и выше голов наступающих венгров. Среди венгров началась паника. После окружения были вызваны венгерские офицеры и даны указания построить по сотням, сдать оружие и быть готовыми отправиться на восток… Поскольку наш мотострелковый батальон отстал (был оставлен на исходном рубеже), мы организовали отправку пленных на восток под руководством самих венгерских офицеров в сопровождении броневика. Отправив «идейных», бригада продолжала движение на Синие Липяги» .

Правда, в этих же воспоминаниях говорится, что захват пленных произошел в Нижней Ольшань, а не у Дальней Полубянки, и приводится общее количество захваченных во время январской операции пленных, орудий и автомашин, а не конкретно за 20 января, так что эти воспоминания представляются недостоверными.

Согласно наградному листу на старшего адъютанта 417-го ТБ капитана Павла Карпухина, 1400 пленных из 2600 были захвачены 20 января танкистами 417-го ТБ, которые на своих машинах перерезали путь отступающей венгерской колонны. Покинув свой танк, Карпухин лично убил до 40 солдат и офицеров противника, но и сам при этом был тяжело ранен.

Вот фрагмент наградного листа на капитана Карпухина.

-2


Еще 1200 пленных было захвачено автоматчиками 192-го МСПБ и взводом разведки роты управления 192-й ТБр. Во всяком случае, это следует из наградных листов на командира взвода разведки старшину Александра Землянского и водителя бронемашины БА-64 из состава того же разведвзвода сержанта Петра Титулина. В наградном листе на сержанта Титулина указано, что экипаж бронемашины в том бою уничтожил "1000 солдат противника". Сержант был представлен и награждён медалью "За Отвагу". А вот старшина Землянский был представлен к ордену Красного Знамени, но награждён орденом Красной Звезды.

Из потерь 417-го танкового батальона известно лишь, что на поле боя в районе Дальней Полубянки вышел из строя 1 танк, однако электрику 417-го ТБ красноармейцу Андрею Подкуйко в тот же день его удалось восстановить.

Начало истории про Степку, который воевал в 192-м мото-стрелково-пулеметном батальоне, входившим в состав 192-й танковой бригады, можно прочитать здесь, а её продолжение здесь и здесь, а также в предыдущей публикации.

Оказавшись в сенях, Степка почувствовал, что его душит больше не злость, а обида. "Бросили, бросили..." - это была основная претензия Степки к сослуживцам, к которым он относился как к боевым товарищам. А как говорится, сам погибай, а товарища выручай.

Хромающей за ним собаке он приказал "ждать здесь", а сам толкнул дверь на улицу, которая тоже слетела с петель у упала куда-то в темноту, сделал ещё шаг и уже сам чуть было не свалился в большую воронку, оказавшуюся на месте бывшего крыльца. Чертыхнувшись, Степка слез на землю по остаткам перил. От этих упражнений голова у него опять закружилась, а в груди заболело. Потом он подумал, что собаке с подбитой лапой тоже будет трудно спуститься вниз. Он полез назад, подхватил тощее мохнатое существо, поместил его себе на плечо и снес на снег. Снова строго сказав собаке "лежать, место", Степка отправился по своим делам.

Пули с восточной стороны дома посвистывали сравнительно редко, но Степка решил, что осторожность ему сейчас всё равно не помешает. Поэтому он обошел дом пригнувшись, держа винтовку на изготовку, и оказался теперь перед фасадной стеной дома.

Вражеская самоходка стояла всё там же и периодически стреляла вдоль улицы. Теперь Степке стало видно, что стреляет самоходка по перебегающим или переползающим улицу метрах в ста и дальше перед ней красноармейцам. И практически в каждом втором случае выстрел самоходки попадал в цель. Цель от попадания малокалиберного снаряда разрывало на части или от неё отрывались какие-то большие куски... От такого зрелища Степкина злость опять победила обиду и он уже громко выразил своё отношение к происходящему:

- Что творят гады!

Прикрывал самоходку расчёт ручного пулемёта, расположившись чуть позади в палисаднике полуразрушенной избы на противоположной стороне улицы. Его Степка обнаружил, когда пулемёт выпустил короткую очередь по очередной цели, по которой не попала самоходка. От Степки до пулемёта была метров пятьдесят-шестьдесят. Но и Степка, и вражеские пулемётчики находились практически в полной темноте, в отличии от самоходки, чья большая бронированная рубка отсвечивала в зареве пожаров.

Выбрав себе цель "номер один", Степка стал старательно целитЬся, обнаружив к своему удивлению, что у него ещё в дополнение к приступам тошноты оказываются трясутся руки. Чем сильнее он пытался сжать винтовку и зафиксировать её, тем сильнее проявлялась дрожь. Но делать было нечего, Поймав момент, Степка нажал на спусковой крючок. Промах!

Теперь он уже стал торопиться. Возможно из-за этого так же "в молоко" ушли вторая и третья пули. Вкладывая новую обойму, Степка краем глаза заметил, что враги переставляют и тоже перезаряжают свой пулемёт. Теперь его ствол был направлен в сторону дома, у угла которого залёг Степка, а лица пулемётчиков повернуты к нему. Так что цель "номер один" уменьшилась в размерах. Он выстрелил ещё раз и опять промахнулся. Но сзади почти сразу раздался ещё один выстрел и "первый номер" вражеского пулемёта уткнулся головой в снег. "Второй номер" не стал дальше испытывать свою судьбу, вскочил и побежал за угол дома. Степкина пуля свалила его с ног, но он тут же вскочил и уже прихрамывая скрылся в темноте. Степка оглянулся и увидел две знакомых ему физиономии, одна из которых негромко просипела голосом Сидора:

- Товарищ ефрейтор, мы за вами!..

Степку сразу отпустила "злость-обида", даже голова стала болеть меньше и он махнул в ответ рукой:

- Давайте сюда...

Сидор с Иваном подползли к Степке. В это время у вражеской самоходки взревел двигатель и она начала медленно отползать назад по улице. Степка обратил внимание на свежий бинт под каской у Сидора, но в первую очередь спросил о другом:

- Гранаты есть?

Оба красноармейца отрицательно помотали головой. Степка отдал свою винтовку Сидору, вынул "колотушку" и стал откручивать колпачок на её ручке. При этом не удержался и задал второй вопрос:

- Что дядя Прохор?..

Иван кивнул головой:

- Живой был, когда мы уходили, только ранен сильно, много крови потерял. Он без сознания и повторяет в бреду периодически "держаться, держаться" и "перебьют, как зайцев"...

Самоходка остановилась уже метрах в тридцати от смельчаков и снова выстрелила короткой очередью из своей автоматической пушки. Сзади послышался скулёж, все обернулись. Собака довольно умело ползла по снегу и была уже нескольких метрах позади троицы. Степка цыкнул на неё:

- Фу! Пошла на место!..

Собака послушно поднялась на три лапы, поджав четвёртую, сменила направление движения и спряталась в будке с пробитой пулемётной или автоматной очередью крышей, которая видимо была её основным домом. Самоходка опять громко фыркнула двигателем и начала пятиться назад. Глазастый Иван высмотрел группу немецких пехотинцев, которые вереницей по одному начали перебегать улицу метрах в ста позади пятившейся самоходки. Первым же выстрелом он свалил третьего по порядку фрица с автоматом в руках. Движение всей группы вперёд сразу прекратилось. Двое фрицев, успевших перебежать на "нашу" сторону улицы, ползком вернулись обратно и поволокли неподвижное тело убитого или тяжело раненого командира обратно, быстро скрывшись в темноте.

Степка показал Ивану большой палец, а затем обоим своим боевым товарищам - гранату, слегка мотнул головой в сторону самоходки и выдохнул:

- Ну, я пошёл... Прикрывайте меня!

Любителям военных мемуаров книги из этого списка можно приобрести со скидкой 10%: https://www.litres.ru/pages/reader_folder_arts/?folder=9327456&ref_key=b0134cfdb5ec527ff6a93ab8c25b3568ba7e64aeb3aaf167827621ead6a01a12&lfrom=983256718&ref_offer=1&make_pic=1

Фактографический материал, использованный в этой заметке, был взят из публикации Максима Бакунина "192-я танковая бригада. Боевой путь до июля 1943 г".

Вечная Слава и Память солдатам и командирам Красной и Советской армии, участникам Великой отечественной войны!

Берегите себя в это трудное время!

Поздравляю всех уважаемых читателей с Праздником Победы!

Подпишитесь на канал , тогда вы не пропустите ни одной публикации! Пожалуйста, оставьте комментарии к этой и другим публикациям моего канала.

По мотивам сделанных комментариев я готовлю несколько новых публикаций.