Видеть свет и красоту даже в темные времена — настоящий дар и спасение. Эта способность помогла выжить Рашель Коэн, главной героине графического романа «Война Катрин» известной французской писательницы Юлии Бийе и художницы Клер Фовель.
В 2021-м в издательстве «Самокат» вышла прозаическая версия, а год спустя — рисованная.
О чем роман
«Война Катрин» — история, рассказанная от первого лица девочкой-еврейкой Рашель Коэн, которой пришлось отказаться от собственного имени, веры и прошлого, чтобы выжить. Рашель — талантливая, тонко чувствующая людей и природу, обладающая взглядом художника, могла бы прожить счастливое отрочество, у нее были дом и семья, но ей не повезло с эпохой. Она живет в оккупированной Франции во время Второй мировой войны.
Севр, Рьом, Лимож, Нижние Пиренеи. Это отнюдь не маршрут увеселительной поездки юной барышни. Это перечень мест назначения, куда Рашель вынуждена бежать от преследования нацистов.
В 1942 году Рашель Коэн находится в Доме детей в Севре. У нее есть друзья — Сара и Жанно, и любимое дело — фотография. Муж начальницы пансиона доверил ей сейчас уже ставший винтажным легендарный фотоаппарат роллейфлекс и поручил дела фотолаборатории, подарив новый смысл жизни. Рашель признается:
«Мне нравится смотреть на мир через видоискатель. Нравится схватывать бегущие мгновения».
Медленно тянутся теплые летние дни. Рашель снимает, размышляя об игре света, проявляет фотографии, но война неумолимо напоминает о себе. В пансион приходят военные. Рашель Коэн приходится стать Катрин Колен. Учителя и директор пансиона сотрудничают с Сопротивлением, помогают Рашель-Катрин и другим детям уехать. С собой она берет роллейфлекс, чтобы рассказать собственную историю.
Катрин отправляется в старинный монастырь, где находится пансион Святого Провидения в Рьоме. У нее появляются новые друзья и новые фотопортреты.
История Катрин — это еще и история взросления подростка во время войны. Во время жизни в этом пансионе она знакомится с фотографом Этьеном Ломбарди, комиссованным из-за потери ноги. В нескольких фотоснимках рассказана история первой любви.
Катрин нигде подолгу не задерживается. Ее снова ждут новые лица и истории. На этот раз она едет на ферму возле Лиможа.
Из-за доноса ей приходится покинуть и это место.
Катрин оказывается в Доме сирот в Нижних Пиренеях, преподает малышам, подбадривает их, проводит много времени в библиотеке и, конечно, фотографирует.
«Моя награда — снимки детей, я фотографирую на каждой перемене».
Но и в затерянный в горах замок нагрянули немцы. Катрин вынуждена бежать. До окончания войны она живет с партизанами. Первое время не может снимать.
«У меня на пленке три маленькие девочки, которых увезли...»
Но со временем желание запечатлеть ускользающие моменты возвращается к ней, пробуждает интерес к жизни. Отражения в воде, автопортреты, момент прощания влюбленных…
Война закончилась. Катрин снова может стать Рашель. Она едет в Париж. Пытается запомнить каждую деталь, разделить радость горожан, хотя саму ее охватывает тревога за родителей.
Квартира в жутком беспорядке, о судьбе родителей ничего неизвестно.
Она возвращается в Севр, где ее ждут друзья. Рашель проявила фотографии, на которых ожили все истории и люди, которых она повстречала за время войны.
На вопрос, что же Катрин любить снимать, она как-то ответила:
«Все самое будничное — пылинки жизни».
Сначала этих пылинок была всего лишь щепотка, потом горсточка, а в конце истории — целый холм. Рашель набирается смелости и организует первую собственную выставку.
Об исторической правде в романе
Дом детей в Севре действительно существовал, и в нем была организована Детская республика, использовались прогрессивные методы педагогики. Чайка — начальница Дома, и ее муж — Пингвин — тоже реальные люди.
Об этой школе и методах воспитания написана книга «Скрытая педагогика открытой школы. Дом детей в Севре». Ученики могли выбирать занятия, а учители поощряли самостоятельность и инициативы.
Писательницу Юлию Бийе вдохновила история ее мамы — Тамо Коэн, воспитанницы этого пансиона, которую спасла подпольная организация ОЗЕ. Будучи подростком, она проехала всю Францию и после войны вернулась в Севр. В написании книги помогли ее воспоминания. Хотя автор делает оговорку, что она обошлась с фактами довольно вольно и ее история — это не точно задокументированное прошлое, а гимн человечности и спасительной силе искусства, которое помогает выжить в самые сложные моменты. Любимое увлечение спасло Катрин, дало силы самой не пасть духом и поддерживать других.
«Война Катрин» — стилизация под фотороман
Художница Клер Фовель здорово обыграла идею с фотографиями. Бывают романы в письмах, перед нами — роман в фотографиях. Кадры напоминают фотоснимки, портретные и пейзажные, стилизованные под документальные фото. Клер Фовель создала серию легких акварельных кадров-снимков, на которых мгновения застыли в вечности.
Это необычная история о войне, в ней много тишины, за кадром остались сцены сражений, взрывы и выстрелы, ужасы концлагерей, но от этого боли и страдания ничуть не меньше. Честный искренний рассказ о войне глазами подростка, полный горя, гнева, страха, растерянности и непонимания, в котором побеждает жизнь.
История подойдет для первого разговора с ребенком об участии разных стран во Второй мировой войне и холокосте.
«Война Катрин» заслужила признание читателей и критиков. В 2018 году графический роман получил самую престижную французскую премию Fauve d'Angoulême Prix Jeunesse в номинации «Лучшие детские комиксы». А в 2019-м стал обладаетелем Prix des collégiens 64.