Многие города были практически стёрты с лица Земли Второй мировой войной. Они лишились исторических центров и традиционной застройки (не говоря уже о людских потерях). В некоторых случаях довоенная планировка города угадывалась по линиям руин прежних улиц, различимых с самолёта.
Перед чиновниками и архитекторами, принимавшими решения о восстановлении городов в послевоенные годы, стояла важная задача. Фактически им предстояло "пересобрать" лицо города – это похоже на работу пластического хирурга, который воссоздаёт лицо пациента после крайне тяжёлой травмы.
"Городские проекты" когда-то написали пост о четырёх разных подходах к восстановлению уничтоженных войной городов. Далее слово автору:
Вторая Мировая война изменила облик многих городов. Там, где разрушения были особенно сильными, города приходилось полностью восстанавливать.
Мы отобрали 4 показательных подхода к восстановлению городов. Каждый из них отличается друг от друга и каждый привёл к разным результатам – от сохранения исторического города до полного переустройства.
Варшава
Город был разрушен на 84 процента.
Пострадала почти вся историческая застройка: разрушен был Варшавский замок; колонна Сигизмунда; на основных улицах, составляющих Королевский тракт, не осталось ни одной неповреждённой постройки.
Восстановление города казалось непосильным, однако для сохранения и утверждения собственной идентичности 3 февраля 1945 года была принята резолюция о реконструкции города, а 14 февраля было создано "Бюро восстановления столицы".
Рыночная площадь
План реконструкции Варшавы сильно отличался от прочих подобных в Европе, по которым восстанавливались лишь отдельные исторические постройки. Здесь же стояла задача восстановления всей исторической застройки города.
Было решено искать и использовать обломки прежних исторических построек. Если же они не уцелели, то детали делали заново с помощью сохранившихся старых чертежей и схем. Интересно, что большую роль в воссоздании этих деталей сыграли 22 картины итальянского художника Бернардо Беллотто с видами Варшавы.
Бернардо Беллотто, "Варшава, улица Медовая", 1777 г.
Воплотить виды с картин полностью, конечно же, было невозможно из-за оптических особенностей живописных работ, но детали получались максимально похожими на оригинал.
Дом адвоката Александра Джона до войны, на картине Беллотто и после восстановления
Там, где восстановление было невозможным, застройка велась в духе старого города. Например, в рамках крупного строительства трассы Восток–Запад (Trasa W-Z) в 1949 году был отстроен микрорайон Мариенштат, постройки которого стилизованы под купеческие каменные дома XVII века.
Мариенштат, вид со стороны Замковой площади
Отличия между старым и новым городом, конечно, были. В новой Варшаве стало больше пространства и света, в отличие от узких дворов и переулков старого города. В этом плане подход вполне соответствовал послевоенному коммунистическому градостроительству с его широкими улицами и проспектами. Плюс ко всему, в 1945 году вступил в силу так называется декрет Берута, согласно которому вся земля в пределах довоенных границ Варшавы была национализирована, и некоторые уцелевшие здания всё же были снесены. Вместо них были возведены постройки, которые виделись более приемлемыми для нового коммунистического режима.
Такой подход был, конечно же, долгосрочным, и восстановление разных частей города продолжалось практически до 70-х годов, когда был реконструирован Варшавский замок. Сейчас старый город Варшавы вполне соответствует довоенному, видно, что работа реконструкторов была титанической. Сложно представить себе, что бы было сейчас с центром Варшавы, если бы план восстановления не был бы принят изначально.
Дрезден
Один из крупнейших культурных центров Европы был подвергнут массированной бомбардировке силами англо-американской авиации в феврале 1945 года. Уничтожено 23 процента индустриальных строений, 56 процентов нежилых и неиндустриальных строений (те, что представляли как раз наибольшую культурную ценность) и примерно 50 процентов жилой зоны.
В отличии от руководства Польши и Варшавы, власти ГДР не имели сколько-нибудь системного плана реконструкции города. Тем не менее, сохранившиеся обломки исторических построек были найдены и вывезены для хранения за пределами города, а конструкции, которые остались от прежних зданий, оставили нетронутыми.
Таким образом, центр города представлял собой по большей части пустое пространство. Новые здания возводились точечно и стилистически скорее соответствовали представлениям об архитектуре нового политического режима, чем духу старого города.
Выборочно восстанавливались некоторые старые постройки. Так, в 1964 году был восстановлен комплекс Цвингер.
Цвингер в 1946 году и сейчас
Полномасштабная реконструкция города началась лишь после объединения Германии. Символом восстановления города стала реконструкция церкви Фрауэнкирхе, начавшаяся в 1990 году и законченная только в 2005-м.
Фрауэнкирхе до и после восстановления:
Сохранившиеся обломки церкви были использованы при реконструкции, остальное было воссоздано с помощью оригинального материала – песчаника.
После успеха с церковью власти города стали задумываться о восстановлении исторической застройки, однако стоит признать, что тут работа велась не столь скрупулёзно. Задача стояла скорее воссоздать определенный стиль застройки, хоть и соответствующий фотографиями и картинам старого города. Для этого даже сносятся некоторые постройки ГДРовских времен, которые мешают восстановлению духа старого города.
Процесс восстановления Дрездена продолжается до сих пор. Его участники не претендуют на доподлинное воссоздание старого города, но стараются вернуть почти утраченный общий облик и дух.
Минск
Минск потерял 89 процентов всех довоенных построек в результате войны. На момент взятия города советскими войсками в центральных районах Минска осталось всего 70 неразрушенных зданий.
Первый послевоенный генеральный план Минска составлен "Белгоспроектом" в конце 1945-го и подразумевал снос большей части старых зданий и полную перестройку города.
Некоторые старые постройки восстанавливались лишь в том случае, если это не мешало следованию генеральному плану и не требовало тщательной реконструкции. Так, в 1950 году был взорван частично разрушенный во время войны костёл св. Фомы Аквинского, ранее признававшийся памятником архитектуры.
Костёл св. Фомы Аквинского до сноса
Планировка исторического центра была полностью переосмыслена путем полного её превращения в радиально-кольцевую, расширения основных магистралей, устройства двух сквозных взаимно перпендикулярных городских диаметров.
Площадь Свободы
По генеральному плану территория Минска расширялась с 7,7 тысячи до 13 тысяч гектаров, на новых территориях размещались промышленные и коммунальные учреждения. Расширение территории города проводилось в основном в юго-восточном направлении.
Площадь Свободы
По плану центральную часть города было решено застраивать в 4-5-этажными домами, не более 6 этажей. Одновременно с ними, строились деревянные дома и бараки для строителей и жителей города.
Подавляющее большинство построек нового города были выполнены в стиле сталинского неоклассицизма. Подобные проекты восстановления были достаточно типичны для СССР. Так же почти заново отстраивался Волгоград, Тверь. Таким образом, исторический облик Минска был практически утерян в типовой планировке советского города.
Калининград
К концу войны более 90 процентов промышленных, жилых и административных зданий на территории нынешней Калининградской области было уничтожено.
Авайдер-аллея, ныне аллея Смелых
В отличие от Минска, восстановление бывшего Кёнигсберга не было системным – более того, все действия по восстановлению были максимально хаотичными и бессвязными. Это происходило по множеству причин, главные из них – заселение уцелевших зданий переселенцами с "большой земли" и потеря большей части немецкой документации, схем и чертежей.
С 1947 года начались попытки изменить это, начался поиск и перевод немецких градостроительных инструкций, появился главный архитектор города. Многие немецкие здания были восстановлены, сохранены некоторые архитектурные памятники города (биржа, кирхи, комплекс Луизен-парка, новое здание университета и т.д.). Пресечены попытки сноса обломков Королевского замка.
Руины Королевского замка
Однако с 1953 года политика восстановления города резко изменилась. У Калининграда больше не было главного архитектора, политическое руководство приняло решение снести множество старых немецких построек и их остатков. Королевский замок продержался до 1967 года, пока его руины всё-таки не взорвали.
Десятиэтажка на фоне лютеранского храма
Был принят план по разуплотнению центральной части города, созданию защитных зон между промышленными предприятиями, жилой и культурно-бытовой застройкой. При восстановлении построек меняли фасады, архитектурные формы, планировку помещений – немецкое архитектурное наследие превращалось в упоминаемый ранее сталинский неоклассицизм. Однако, в отличие от Минска, в Калининграде решено было сохранить прежнюю структуру города.
Такая хаотичность и бессистемность в восстановлении города явно заметна и сейчас. Калининград представляет собой смесь сохранившихся немецких построек, часто кустарным образом реконструированных, и типовой советской застройки того времени.
Итоги
Конечно, нельзя сказать, что какой-то из подходов однозначно правильный или неправильный. Восстановление городов проводилось в разных обстоятельствах, перед градостроителями ставились разные задачи. Но к понятию "восстановление" скорее подходит варшавский и в какой-то степени дрезденский вариант. Они очень долгосрочны и требуют вложения множества сил. Но так город не теряет свою идентичность, как это произошло с Минском. Минск сейчас – это типовой советский город своего времени, мало чем отличающийся от других восстановленных городов на территории бывшего СССР. Калининград же пострадал сперва от бездействия властей и хаотического восстановления, а потом – от той же самой типовой застройки. Это сочетание точно так же привело к потере памяти довоенного города.