Найти тему

Бомбардировщики-невидимки, или Хуторская технология "стелс" имени С.Ф. Жаворонкова.

28 апреля 2022 года в прокат вышел фильм Константина Буслова «1941. Крылья над Берлином», который рассказывает об истории подготовки первой бомбардировки Берлина советской авиацией в августе 1941 года. Главным героем фильма является генерал-лейтенант авиации Семен Федорович Жаворонков, автор идеи бомбардировки, которому лично Сталин поручил проведение этой операции.

Но в фильме рассказывается только о первом, самом безопасном для наших летчиков, налете на Берлин, хотя всего их в течение месяца было произведено 10 и самые главные трудности авиагруппу ждали впереди, когда немцы выяснят с каких аэродромов осуществляются вылеты бомбардировщиков...

Самое беспрецедентное в этой истории даже не столько бомбардировка Берлина, сколько отсутствие потерь бомбардировщиков на аэродромах, находящихся фактически в тылу врага, от немецких бомбардировок в течение целого месяца.

Как оригинально была решена эта проблема, можно узнать из воспоминаний самого Семена Федоровича Жаворонкова, опубликованных в 1969 году.

Ни в коей мере нельзя было ограничиваться одним рассредоточением самолетов по аэродрому. Не могло быть сомнений, что после первого же налета на столицу Германии врагу потребуется немного времени на установление места базирования нападающей авиации. К сожалению, ему хорошо известны были и тактико-технические данные советских бомбардировщиков‚ и наши аэродромные возможности. Кроме того, сам факт прибытия на Эзель двух групп бомбардировщиков и работы, ведущиеся по расширению летного поля второго аэродрома Асте, не могли остаться незамеченными.

Противовоздушная оборона аэродромов, состоявшая из двух-трех батарей 76-мм зенитных пушек и 15 «чаек», не представляла серьезной угрозы для противника. К тому же посты ВНОС, расположенные по берегу, были удалены от аэродромов всего на 10—20 км и не всегда могли вовремя предупредить о приближении опасности. В результате первое хорошо организованное нападение вывело бы из строя большинство самолетов. Но у нас их так немного, что нельзя было допустить потери ни одного самолета.

Бомбардировщик ДБ-3.
Бомбардировщик ДБ-3.

Для решения этого чрезвычайно важного вопроса я пригласил Преображенского, Оганезова, командира эскадрильи Кудрявцева и инженера Георгиади, возглавлявшего подразделения тыла. Мы объехали на машине весь аэродром и селение Кагул, прикидывая различные варианты рассредоточения и способы укрытия самолетов «ДБ-3». Природные условия явно не способствовали благоприятному решению задачи. Ни один из предложенных вариантов не гарантировал безопасности. Наконец кто-то сказал:

- А что, если самолеты поставить к сараям вон того хутора, а сверху накрыть масксетью?

Как туда рулить через заборы и борозды? Как и кем будем охранять самолеты? Возникло много других «как» и «что делать». В конце концов предложение всем стало нравиться.

Решено было поставить «ДБ-3» впритык к хозяйственным постройкам хуторов. По одному, по два в зависимости от условий и сверху закрыть маскировочными сетями.

Самым трудным оказалось проделать рулежные дорожки от границ летного поля до хуторских построек. Поля пересекались глубокими бороздами, изгородями и рвами по границам участков. По ширине колеи самолета заравнивались борозды и рвы, сносились изгороди. Затем самолет проруливал к месту стоянки раза два-три и рулежная дорожка считалась законченной. Хорошо наезженные дороги можно заметить с воздуха. Сильно уплотнять их также не следовало. Погодные условия облегчали работы по устройству стоянок и дорог. Лето стояло сухое и «ДБ-3» сравнительно быстро рулили по хуторским полям. Справились и с другой серьезной трудностью — организацией охраны стоянок. Пришлось весь технический состав вооружить винтовками и разместить около своих самолетов.

На устройство такого необычного, едва ли не единственного за всю Великую Отечественную войну по своей оригинальности размещения бомбардировщиков «на постой» в хуторах ушло двое суток.

Когда все самолеты таким образом были расставлены и закрыты маскировочными сетями, мы с воздуха проверили результаты рассредоточения и маскировки и… не обнаружили на аэродроме признаков базирования бомбардировщиков.

***

Все усилия руководителей гитлеровской авиации уничтожить нашу сравнительно небольшую авиагруппу или хотя бы нанести ей существенное поражение, дабы прекратить дальнейшие бомбардировки Берлина, как видно из предыдущего провалились. Они столкнулись с невиданным и труднообъяснимым явлением. На острове существовали и действовали два аэродрома. С этих аэродромов регулярно два раза в неделю, а иногда и три, стартовали советские бомбардировщики и нападали на Берлин. Часть их (по разным причинам) бомбила и другие важные в стратегическом отношении объекты в Кенигсберге, Данциге, Мемеле. Геббельсовские сказки, распространявшиеся фашистской пропагандой по всему миру о поверженной в прах советской авиации, становились всем очевидной ложью.

После первых налетов нашей авиации на Берлин Гитлер отдал приказ не допускать бомбардировок своей столицы и, если нужно, стереть с лица земли нашу группу. Каждый новый налет на важные в политическом и хозяйственном отношении города и столицу Германии показывал советским людям, что началась расплата за зверское разрушение многих наших городов и бомбардировки Москвы и Ленинграда. Как могли Гитлер и Геринг это допустить! Прекратить бомбардировку. Уничтожить! Но как это сделать?! Ежедневно шныряли разведчики. Они отчетливо видели большое эллипсообразное зелёное поле аэродрома Кагул. Маленькие фигурки самолетов-истребителей, разбросанных по окраинам и ежедневно менявших своё местоположение. Почти то же самое наблюдалось и на аэродроме Асте. Но главное – бомбардировщики с воздуха заметить было невозможно. Они стояли впритык к пристройкам хуторов по одному, по два, редко по три, замаскированные под надворные постройки и не обнаруживались даже при фотографировании с воздуха.

По заданию Ставки Верховного Главнокомандования к нам прилетел известный летчик В. Коккинаки. Когда Коккинаки произвел посадку на аэродроме Кагул, он обратился ко мне:

— Генерал, а где же ваши самолеты? — Потом рассказал о своем впечатлении: «Прилетев на аэродром, я увидел хорошее зеленое поле и ни одного самолета. Тогда у меня возникли сомнения, туда ли я прилетел. Перестал сомневаться, когда увидел, что мне выкладывают посадочное «Т».

Да, гитлеровцы многократно приходили, хорошо смотрели, наверняка не раз фотографировали с воздуха. Штурмовали и бомбили днем и ночью окраины аэродромов, надеясь внезапными ударами уничтожить расположенные на стоянках самолеты. Ведь когда самолеты не летают, они находятся всегда где-то по краям аэродрома! А тут все задуманные и хорошо проведенные нападения результатов не давали, удары наносились по пустому месту. Не принесли успеха и попытки поймать наших бомбардировщиков в период вылета и возвращения из операции.

Полностью воспоминания здесь:

#великая отечественная война #1941 #бомбардировщики #маскировка #мемуары #воспоминания #оригинальность