В нашей семье на войне было много мужчин. И о каждом я могу и хочу рассказать.
Прадед. Фролов Иван Васильевич, прошёл японскую, финскую и Великую Отечественную. Высоченного, под два метра ростом, его отовсюду видно было. Как ни спрячься. Помню, нередко рассказывал мне, маленькой, об этом. Смеялся, рассказывая. Ну, хорошо. Не смеялся, старался отшучиваться и рассказывать о войне так, чтобы я не боялась.
Участник «Курской дуги», он почему-то всегда вспоминал войну через «бытовые вещи». Домой вернулся старшим сержантом.
Дед, отец моего отца, Кожухов Фёдор Кириллович (справа на фото) на ИЛ-2 отлетал всю войну. И тоже, рассказывая о сражениях, нередко вспоминал что-то веселое. Ни разу не говорил об ужасах фронта. Победу встретил в Кёнигсберге в капитанском звании. Вернулся, женился на красавице Рае Фроловой, дочери Ивана Фролова. И долгое время служил лётчиком.
Второй дед, мамин отец, Федин Борис Михайлович, во время сражения под Севастополем попал в плен. И не вернулся бы, если бы не одна австрийская фрау. Увидев его, она стала тайком приносить ему хлеб. И когда он однажды все же как-то выследил ее и спросил на ломаном немецком, почему она это делает, помогает ему, женщина ответила: «Ты похож на моего сына. Пусть его тоже спасёт какая-то русская женщина, если он жив». Этого деда я не знала. Не успела узнать. Но и он вернулся с фронта и из плена. И маме тоже рассказывал не об ужасах, а о том, что даже тогда они смогли выжить: в дикую жару лета 1941 года, на юге, когда воду приходилось пить... из сливных бачков. Но выжили.
Вспоминаю своих дедов, их истории. И понимаю: они прошли такую мясорубку, такой ад через них прошёл, что нам пенять на наше «вот это вот все» точно нельзя. Вечная память вечно молодым ветеранам. Всем.
Помним о каждом. Теперь и всегда.
#9мая #день победы #великая отечественная #тасамаяирочка #великая победа #ветераны вов #мои ветераны