Я на днях посмотрел, наконец-то, свежего «Бэтмена» и после титров, сидя перед тёмным экраном, застыл в очень приятном послевкусии от
К И Н О. В приятном настолько, что думал, будто никто не сможет мне испортить ощущение и эмоции от просмотра. Спустя несколько часов я стал искать огрехи в фильме, и к своему сожалению нашёл некое количество. Если при просмотре вселенной Зака Снайдера я остаюсь с ощущением, будто меня изнасиловали, но вложили в это огромный смысл, так что все огрехи не выглядят громоздко. То при просмотре Бэтмена Мэтта Ривза, остаётся странное ощущение хорошего К И Н О, с ужасно глупыми недоделками. Рассмотреть Бэтмена хочется в некоторых аспектах этого образа.
В тексте есть какое-то количество спойлеров, так что если не смотрели фильм, то советую сюда вернуться после просмотра.
Бэтмен-человек
Если Нолан пытался показать нам очеловеченного Бэтмена, а Снайдер свою версию Бэтмена перешедшего черту линчевателя, то Бэтмен Мэтта Ривза предстаёт перед зрителями в ещё более очеловеченной версии, борющейся со своими более тёмным я. Преступники Готэма за 2 года работы «карателя в маске» стали бояться его больше чем полиции Готэма. А полиция Готэма, поскольку является самой продажной частью правосудия этого, уже давно, гнилого города, боится Бэтмена не меньше, так как рука, которая их кормит, вот-вот будет закована в наручники. Нолан показал в своём фильме Брюса Уэйна, который частенько надевает костюм Бэтмена, там, где сам Брюс беспомощен. Снайдер же наоборот, показал версию Бэтмена, который иногда надевает костюм Брюса Уэйна, чтобы выйти в свет и справиться там, где беспомощен Бэтмен. Что же пытался показать Мэтт Ривз? Брюс Уэйн в мире этого фильма затворник, деньги из фонда Уэйна почти никуда не перечисляются, сам Брюс пытается балансировать между образом миллиардера-затворника, и образом тени Готэма, попеременно пользуясь то одним костюмом, то другим. Образ миллиардера-затворника остаётся, наверное, самым нераскрытым в фильме. Даже если до этого есть огромная база в виде трёх фильмов Нолана, двух фильмов Снайдера, кринж-сериала 60-х и много разных фильмов 80-90-х, то стоит акцентировать внимание на личности персонажа. Особенно если Мэтт Ривз пытается построить новый, для зрителя, образ Брюса Уэйна.
Бэтмен не умеет летать, и единственный полёт в фильме, заканчивается не очень удачно. Бэтмен носит хорошо защищённый костюм, но всё равно чувствует боль от дроби или столкновения лоб в лоб. Как пример: одна из моих любимых сцен происходит, когда Бэтмен при смерти вкалывает себе адреналин для того, чтобы спасти Кошку от марионеток Загадочника, и чуть ли не убивает последнего, но Гордон напоминает ему о том, что ещё чуть-чуть и Бэтмен перейдёт черту. Как итог, Роберт Патинсон показался мне самой очеловеченой киноадаптацией Бэтмена, но не без изъянов в других аспектах.
Бэтмен-детектив
Ладно, сделаем скидку на то, что Бэтмен не натаскался так хорошо за 2 года как мог бы. Мы не знаем ориджин Бэтмена, не знаем странствовал ли он в поисках себя и знаний, учился ли он у Рас-аль-Гула. Мы видим то, что видим. Задача Бэтмена походить по комнате, услышать разговоры полицейских, решить загадку в стиле «висит груша — нельзя скушать» и выйти из этой самой комнаты. Другое дело, когда Бэтмен остаётся один на один с загадкой, или когда озарение приходит ему спустя несколько длинных сцен фильма. Сам фильм даёт понять, что Бэтмен пока только набивает шишки. Сцена с допросом Пингвина ярко показывает, то, что старожилы преступного мира, более подвижно могут мыслить в рамках картины этого же преступного мира. Пингвин буквально смеётся и спрашивает у Гордона на пару с «Крысой с крыльями»:
«Неужели никто из вас не видит разницу между El и La (в испанских артиклях), No Ablo Espaniol, ребята?»
Таким образом Мэтт Ривз показывает всю несостоятельность Бэтмена как детектива, не удосужившегося воспользоваться даже словарём испанского, дабы решить головоломку. Но ведь на то и расчет?
Бэтмен-друг
То чего у Бэтмена не отнять — это прекрасно прописанная работа с лейтенантом Гордоном. В фильмах Нолана, Брюс Уэйн был другом Капитану Гордону потому что был уверен в его честности и правопорядочности, что в дальнейшем переросло не просто в сотрудничество, а в дружбу двух детективов. В фильме Мэтта Ривза сотрудничество двух героем Готэма показано не хуже. Гордон пытается остановить толпу полицейских, уже готовых застрелить Бэтмена, потому что уверен в том, что тот справедлив. Бэтмен, своими глазами видит, как полицейские, прокуроры, судьи кормятся с руки Карла Фальконе, обжираются наркотиками Пингвина, убивают русских девушек и всё это в клубе «Айсберг Лаундж» того же Пингвина. Бэтмен сообщает об этом Гордону, и одна из моих любимейших сцен фильма, как Гордон предлагает Бэтмену ударить себя, чтобы выбежать через окно, не подставив лейтенанта под прицел сотрудничества с мстителем в маске.
В конце фильма Гордон лезет на опасные балки, дабы спасти Бэтмена от последователей Загадочника. Лейтенант предстаёт ему не только другом, но и по-настоящему честным полицейским. Параллельно фильм простраивает сюжетную линию с Женщиной-кошкой, которая быстро становится Бэтмену не только другом, но и любовным интересом. Сюжетная линия с Кошкой для меня слегка запутана, требует отдельного рассуждения и чуточку агрессии. Третьим другом Брюса, становится его единственный «родственник», и близкий духовный наставник — Альфред. Альфред помогает Бэтмену в решении загадок, напоминает ему о том, что тот — всё ещё Уэйн, и поддерживает в темные времена, когда кажется, что всю жизнь Брюс жил в вакууме. Кристофер Нолан показал Альфреда как старца, переживающего за своё дитя. Зак Снайдер показал Альфреда как напарника по радио, в ухе мстителя. Мэтт Ривз старается скомбинировать эти образы в одном лице, но складывается ощущение, что не преуспевает нигде.
Бэтмен-супергерой
Бэтмен по-настоящему любит Готэм, по-настоящему готов на многое для его спасения. Бэтмен летит под пули марионеток Загадочника, выводит жителей Готэма на свет, заставляет полицию сплотиться, как никогда раньше. Говоря киноцитатами: Тот ли этот герой который нужен Готэму? Однозначно. Нужен ли он Готэму? Думаю, что да. Нужен ли Готэм Бэтмену? Едва ли. Так что же движет Бэтменом? Месть за смерть родителей, подобно изложению Снайдера? Частично. Нынешнее положение дел в Готэме? Тоже частично. Этот вопрос раскрывается ближе концу фильма, но что же двигало Бэтменом первые два года? Вопрос открытый.
Что в итоге?
Не смотря на все нюансы, я остался очень доволен фильмом. Визуально это прекрасная картина, операторы выложились на полную, свет поставлен так, что даже самая тёмная сцена фильма выглядит максимально разборчиво, это не комиксный Готэм Снайдера, и не ультрареальный Чикаго Нолана. Музыкальное сопровождение фильма божественно, огромный респект за тему загадочника в виде переложения Аве Марии. Сюжет фильма сильно сыпется, на мой взгляд. Бэтмен белый богатый гетеросексуальный мужик пытающийся спасти готэм от взбунтовавшихся сирот. Но мы закроем глаза на повестку в фильме, потому что она там постольку поскольку. Финальная загадка фильма решается совершенно случайным стечением обстоятельств. Если бы полицейский, чей отец был простым РАБОЧИМ, не подсказал бы Бэтмену предназначение РАБОЧЕГО инструмента, то богатый с детства Брюс, не державший в руках ничего тяжелее бэтаранга, ни за что в жизни бы не угадал план Загадочника. Эту сцену очень просто переделать до адекватного решения, так чтобы Брюс не выглядел кретином. Это не плохой фильм, но и не магнум опус переложения Бэтмена на экраны. «Бэтмен: Начало» тоже выглядит сырой картиной, которой значительно помог сиквел, до сих пор считающийся одним из лучших фильмов про Бэтмена. Будем верить, что и Патинсону поможет уже заявленный сиквел. После просмотра нет сильного желания докапываться до мелочей в фильме, но как я писал раньше, остаётся странное ощущение хорошего кино, с ужасно глупыми недоделками.