Что было на месте этого сталинского дома раньше? Как и для чего появилась высокая башня в центре здания? Почему архитектурное сообщество негативно воспринимало сооружение во время и после его строительства? Какие тут есть украшения, которые стоит рассмотреть? А также - в чём подвох здешних квартир? И какие знаменитые люди здесь проживали? Об этом и не только расскажу сегодня.
Был храм, а будет дом
Жилой дом находится в коротком и узком Глинищевском переулке (№5/7). Он располагается между Тверской улицей и Большой Дмитровкой. Изначально вместо сталинского здания тут была церковь святого митрополита Алексия. Сооружение появилось в конце 17 века. За время существования размеры храма стали больше. В 1787 году пристроили новую колокольню. Однако сохранялось главное - оформление, характерное для древнерусской церковной архитектуры.
Обратите внимание на купола, которые видно на фотографии выше. Они расположены близко друг к другу и покрыты изразцами, то есть объёмными узорами. Внутренний декор был даже более ярким, чем внешний. Особое место занимал иконостас. Там находились иконы, написанные в 17 веке. Последнюю реконструкцию сооружения провели в 1899 году. Реставраторы пытались максимально сохранить оригинальный облик и восстановить детали, которые со временем почти исчезли.
В советское время большинство церквей в Москве закрыли. То же самое произошло и с этим сооружением в Глинищевском переулке. Официально храм перестал работать для прихожан в 1931 году. Однако фактически это случилось на несколько лет раньше. Уже в 1934-м на месте церкви был пустырь. Её снесли, потому что решили строить здесь жилой дом. Хотя многие уважаемые представители общественности выступали против. Например, художники Виктор Васнецов, Игорь Грабарь, Константин Юон. Но к их мнению прислушиваться не стали.
Легенды всегда приукрашивают реальность
Строительство здания продолжалось несколько лет и завершилось в 1938 году. Проект дома создали архитекторы Вячеслав Владимиров и Георгий Луцкий. Главной проблемой являлся дефицит свободного пространства. Конструкцию требовалось уместить на небольшом участке земли. Поэтому фактически здание состоит из двух частей. Одна располагается вдоль переулка. Другая - перпендикулярно ему. Кроме того, у неё больше этажность: 13 против 8.
Существует легенда, что башня - это часть неудавшейся сталинской высотки. Однако в реальности #история была проще. Квартал планировали превратить в единый архитектурный ансамбль. Для этого даже хотели снесли театр им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко по соседству. А на его месте обустроить площадь, вокруг которой появились бы две башни. Но мечты архитекторов оказались слишком амбициозными. Идея требовала очень много сил и средств, которые предпочли вложить в более нужные проекты.
Кстати, по той же причине (из-за желания создать площадь), дом имеет отступ от красной линии переулка. То есть немного вдавлен внутрь по сравнению с остальной застройкой. В 1930-х такой ход в архитектурной среде восприняли плохо. Даже самые уважаемые зодчие того времени (например, Зиновий Розенфельд) говорили, что это "никак нельзя оправдать". Он же считал, что черты конструктивизма, которые приписывали зданию, формальны и совсем не отражали связь с реальным архитектурным направлением.
Как один декор поглотил другой
Куда больше здание тяготеет к сталинскому ампиру. Здесь предостаточно украшений, которые эту связь подчёркивают. Частично рустованный фасад (чтобы походило на реальные камни), колонны, лоджии, рельефные украшения и длинный балкон. Придать ещё большей вычурности дому помог Георгий Мотовилов. Скульптор оформил арку под башней внушительными барельефами.
Пространство над парадными дверями подъездов украсили симпатичным орнаментом на растительную тематику. Их создали художники Николай Чернышёв и Ростислав Барто. К счастью, этот элемент декора сохранился до наших дней. По контуру дверей расположили что-то похожее на козырьки. Их облицевали чёрным материалом, как и цоколь (нижнюю часть) здания. В некоторых источниках указывают, что это мрамор. В других - что это лабрадорит.
Не менее шикарное оформление ожидало тех, кто попадал внутрь подъезда. Там посетителей встречали широкая лестница, внушительные светлые колонны и массивные торшеры. Потолок сделали в виде квадратных кессонов (углублений). Дополнительную атмосферу создавали ковры и зеркала. Однако всё это великолепие вело лишь к обычной по сути лестничной площадке с лифтом. Так что некоторые архитекторы считали, что замысел неудачный.
Со стороны двора здание не украшено. Серые стены без декора и небольшие балконы. Здесь, кстати, просматривается что-то схожее с архитектурой конструктивизма. Например, подъездные окна. Фасад такими деталями не обладает. Сам двор вполне уютный. Здесь много зелени и есть маленькие аллеи, которые напоминают маленький сквер. В целом, производит приятное впечатление.
Квартиры хороши, но есть подвох
Как вы уже, наверное, поняли, создателей этого жилого дома очень много критиковали во время и после строительства. Однако претензии в основном касались внешнего вида здания. Его #квартиры , напротив, собирали преимущественно хвалебные отзывы. Отмечали хорошее качество штукатурных, малярных и столярных работ. Комнаты в общем-то расположили хорошо. Правда не все из них сделали изолированными. В санузлах и кухнях уже имелась плитка и хорошее оборудование. Также в последних предусматривался холодный шкаф.
Но несмотря на приятное оформление и хорошую техническую составляющую, кухни вышли очень маленькими для сталинского дома. Здесь можно встретить площадь и 8 квадратов, и даже меньше 6. Некоторые комнаты имеют очень вытянутую форму или странные углы. Это из-за особенностей внешнего облика здания, который отразился и на конструктивной составляющей. Неудивительно, что многие сейчас делают здесь перепланировки. В результате получается, например, студия.
Потолки здесь высокие - 3 метра. Интересно, что первый этаж тут жилой. Также, как и самый верхний, на башне. Там даже продаётся квартира, которая гордо именуется пентхаусом. Стоимость 65 млн рублей за чуть больше, чем 85 квадратных метров. Но там капитальная перепланировка, поэтому свободного пространства много. И, конечно, вид на Москву открывается восхитительный. Если говорить о вариантах попроще, что двушка на 5 этаже площадью в 79 метров стоит 45 млн рублей. Такая же квартира, но на первом этаже и на 30 квадратов меньше, обойдётся вам в 25 миллионов.
Изначально этот дом предназначался для людей творческих, в основном актёров. Перечислять его именитых жильцов можно бесконечно. Квартира здесь была у В.И. Немировича-Данченко. Поэтому с 1938 по 1993 годы переулок носил его фамилию, а также имел статус улицы. Кроме того, в здании проживали актриса Вера Марецкая, оперная певица Тамара Янко, режиссёр театра кукол Сергей Образцов и многие другие.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. #Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!