Найти в Дзене
SpaceForYou

Rocket Lab впервые ловит ступень ракеты. Но кажется, все прошло не совсем так как было задумано

Продолжаем наш цикл статей об одном из самых интересных космических стартапов современности- Rocket Lab. Ознакомившись с историей компании, мы увидели, что у RL интересная история и создатель нежели чем у SpaceX. Еще бы, ведь не каждый человек способен создать космический стартап, не имея за плечами ни единого курса института. Однако, Питеру Беку это удалось, а совсем недавно его компания сумела спасти первую ступень своей ракеты Electron. Почти сумела. Впрочем, об этом мы сейчас и поговорим. Electron относится к классу сверхлегких ракет. На орбиту в 500 км, эта ракета закидывает не более 250 кг, что говорит о том, что главным заказчиком пусковых услуг станут компании, создающие спутники формата кубсат. Очень перспективный рынок. Работа над этой ракетой велась еще с 2013 года. Первый запуск в 2017 году не оправдал ожиданий, но уже на следующий год компания сумела успешно вывести полезную нагрузку в космос. Разумеется, каждый кто видел космическую ракету вживую или хотя бы просто пон

Продолжаем наш цикл статей об одном из самых интересных космических стартапов современности- Rocket Lab.

Ознакомившись с историей компании, мы увидели, что у RL интересная история и создатель нежели чем у SpaceX. Еще бы, ведь не каждый человек способен создать космический стартап, не имея за плечами ни единого курса института. Однако, Питеру Беку это удалось, а совсем недавно его компания сумела спасти первую ступень своей ракеты Electron. Почти сумела. Впрочем, об этом мы сейчас и поговорим.

Electron относится к классу сверхлегких ракет. На орбиту в 500 км, эта ракета закидывает не более 250 кг, что говорит о том, что главным заказчиком пусковых услуг станут компании, создающие спутники формата кубсат. Очень перспективный рынок.

Работа над этой ракетой велась еще с 2013 года. Первый запуск в 2017 году не оправдал ожиданий, но уже на следующий год компания сумела успешно вывести полезную нагрузку в космос.

Разумеется, каждый кто видел космическую ракету вживую или хотя бы просто понимает что это такое, знает, что сложность этого механизма сопоставима с реактивным пассажирским самолетом или даже превышает таковой.

Мы в Telegram

Терять столь совершенное техническое устройство после каждого запуска- обидно. Все равно, что выбрасывать пассажирский лайнер после каждого полета. Значит напрашивается простой вывод- ракету надо сделать многоразовой.

-2

Достичь многоразовости - значит выйти на новый этап космонавтики. В разное время это пытались сделать и в США и в СССР с помощью программы Буран и Спейс Шаттл. Тогда это был шаг в сторону от нужного направления.

Первым, кто попал в точку, стал Илон Маск. Именно его Falcon-9 впервые реализовал вертикальную посадку ступени на платформу и ее последующее использование.

Electron же изначально создавался для единоразового применения, но видя успехи конкурентов из SpaceX, руководством RL было принято решение сделать первую ступень многоразовой.

Питер Бек и двигатель ракеты Reserford
Питер Бек и двигатель ракеты Reserford

Но легко сказать, сложно сделать. Ракетную ступень можно спасти несколькими способами. Falcon-9 используя сложную электронику повторное включение двигателей сажает ракету на платформу. Российский "Байкал" пытается спасти ступень, превратив ее в маленький самолет. А в RL взяли на вооружение опыт ЦРУ, реализовав систему парашютного подхвата.

Мы в Telegram

Именно так былые времена Управление спасало капсулы с фотопленкой, выбрасываемыми в атмосферу американскими спутниками-шпиЁнами.

Точно также ступень Electron, отработав должное время, начинала падение в океан, которое прерывалось выбрасыванием гиперзвукового парашюта. С учетом того, что EL ракета небольшая, применение парашюта оправдано.

-4

После того как ракета открывает свой оранжевый парашют, ее обнаруживает вертолет и специальным зацепом берет на буксир. Так вышло и в ходе испытаний 04 мая 2022 года.

Увы, они прошли не совсем так, как было задумано. То ли сама схема недостаточно проработана, то ли пилот не имел требуемой квалификации, но парашют системы удалось зацепить лишь за одну из строп. В результате, сместился центр тяжести и пилот вынужден был отцепить трос от вертолета, а далее ракета приземлилась на парашюте в океан.

Едва ли такой носитель можно будет использовать повторно. Все таки ракетные двигатели и морская вода вещи несовместимые, однако визуально после такой посадки ракета выглядит целой и невредимой, а это значит, что скоро в модельном ряду многоразовых ракетных систем мы увидим новое пополнение.