Найти тему
Ариград

Сказки и былины в иллюстрациях Кочергина

Его чудесные завораживающие иллюстрации, которые хочется рассматривать снова и снова, входят в нашу жизнь с самого раннего детства вместе с русскими народными сказками и былинами, они безо всякого преувеличения создают представление о нашем далёком героическом прошлом, они узнаваемы и любимы не одним поколением читателей.

Кочергин Николай Михайлович (1897 - 1974) - один из самых ярких представителей «золотого века» детской иллюстрации.

Кочергин Николай Михайлович
Кочергин Николай Михайлович

Но не сразу Кочергин пришёл к иллюстрированию книг, прежде были плакаты, монументально-декоративное искусство, живопись, деревянная скульптура, газетная и журнальная графика. В годы гражданской войны Николай Михайлович руководил плакатной мастерской в Харькове, затем был одним из организаторов Бакинского отделения «Окон сатиры РОСТА», затем – Кавказского («Окна РОСТА» — специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции (1918—1920)). В 30-е годы Кочергин оформлял физкультурные парады и праздники, делал агитационные плакаты. Во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде создавал патриотические плакаты. Художник чудом выжил во время блокады Ленинграда. Его, уже полуживого, эвакуировали по дороге жизни.

Кочергин создал плакаты: «С удесятерённой энергией работай для фронта!» (1941), «О том, как пионер Сеня диверсанта привёл к нефтебазе» (1941), «Думал об одном, а всё пошло вверх дном!» (1941), «Да здравствует XXVII годовщина Великой октябрьской социалистической революции! 1917–1944» (1944), «Вперед! На окончательный разгром немецких захватчиков!» (1945). Николай Михайлович трудился в творческом объединении «Боевой карандаш» («Два боевых эпизода» №11, «Героические эпизоды» №22, Все на защиту Петрограда! Все на защиту Ленинграда! №49).

После войны Кочергин в качестве художника-иллюстратора начал сотрудничать с детскими журналами, он очень увлёкся рисованием для детей, и для него детская книжная иллюстрация стала не просто дополнением к повествованию, а настоящим искусством.

Маша и медведь
Маша и медведь

Иллюстрирование именно детских сказок принесло художнику любовь и признание. Знаменитая сказка Ершова «Конёк-горбунок» с иллюстрациями Кочергина переиздавалась несколько раз.

Конёк-горбунок
Конёк-горбунок

Со временем народные сказки стали занимать особое место в творчестве Николая Михайловича. Его рисунки на темы русской старины отнесены к числу выдающихся произведений отечественной книжной графики.

Царевна-лягушка
Царевна-лягушка

Художник глубоко изучал быт, уклад и архитектуру стародавних времён. Он писал: «Чтобы изучить, зарисовать древние русские крепости, соборы, старинные здания, я ездил в Новгород, в Псков, Изборск, Печёры.

-6

Легко себе представить, что именно над такими башнями и куполами, над такими зубчатыми стенами пролетали змеи-Горынычи и деревянные воздушные корабли, построенные мастером на все руки Иванушкой-дурачком».

Художником проиллюстрировано большинство хорошо известных русских народных сказок, среди которых «Царевна-лягушка»,

Царевна-лягушка
Царевна-лягушка

«Иван-Царевич и Серый Волк»,

Иван-Царевич и Серый Волк
Иван-Царевич и Серый Волк

«Про Иванушку-дурачка»,

Про Иванушку-дурачка
Про Иванушку-дурачка

«Летучий корабль»,

Летучий корабль
Летучий корабль

«Сивка-бурка»,

Сивка-бурка
Сивка-бурка

«По щучьему веленью»,

По щучьему веленью
По щучьему веленью

«Пойди туда – не знаю куда»

Пойди туда – не знаю куда
Пойди туда – не знаю куда

Были проиллюстрированы «Конёк-горбунок» Ершова,

Конёк-горбунок
Конёк-горбунок

«Руслан и Людмила» Пушкина,

Руслан и Людмила
Руслан и Людмила

сказки Бажова

Синюшкин колодец
Синюшкин колодец

Художнику была очень близка героическая тема, потому она закономерно нашла своё отражение в его иллюстрациях.

-17

Русские богатыри и герои вдохновляли Николая Михайловича на создание целых циклов сказочных иллюстраций.

-18

Так, в 1949 году художник проиллюстрировал книгу «Русь богатырская» в пересказе Карнауховой Ирины, и эта книга стала своего рода литературным памятником погибшим воинам Великой войны. Кочергин проиллюстрировал более двадцати былин, среди которых «Светогор»,

Светогор
Светогор

«Добрыня Никитич»,

Добрыня Никитич
Добрыня Никитич

«Илья Муромец»,

Илья Муромец
Илья Муромец

«Микула Селянинович»

Микула Селянинович
Микула Селянинович

Кочергин – поистине удивительный художник! Он нарисовал множество иллюстраций к сказкам других народов мира – японским, китайским, корейским, вьетнамским, индийским, молдавским. Все они тоже удались сказочному художнику на славу. Самое интересное, что дальше Средней Азии Николай Михайлович нигде не был: ни в Монголии, ни в Китае, ни в Индии, ни в Африке.

-23

Но его иллюстрации выходили такими, будто он рисовал своих героев с натуры именно в Китае или именно в Индии,- спутать героев Кочергина разных восточных сказок попросту невозможно.

Долгое время художник трудился над иллюстрациями к «Калевале», знаменитому карело-финскому эпосу.

-24

Первый вариант иллюстраций был напечатан в 1953 году. Четыре года спустя, в 1957 году, оформление книги было улучшено художником - «Калевала», выпущенная «Детгизом», пополнилась новыми графическими листами. А спустя десять лет в издании 1967 года рисунки стали ещё образнее, в них чувствуется ещё бОльшая мощь жизненной силы.

Ариград-Вести

10.05.2022

Сказки
3041 интересуется