Его чудесные завораживающие иллюстрации, которые хочется рассматривать снова и снова, входят в нашу жизнь с самого раннего детства вместе с русскими народными сказками и былинами, они безо всякого преувеличения создают представление о нашем далёком героическом прошлом, они узнаваемы и любимы не одним поколением читателей.
Кочергин Николай Михайлович (1897 - 1974) - один из самых ярких представителей «золотого века» детской иллюстрации.
Но не сразу Кочергин пришёл к иллюстрированию книг, прежде были плакаты, монументально-декоративное искусство, живопись, деревянная скульптура, газетная и журнальная графика. В годы гражданской войны Николай Михайлович руководил плакатной мастерской в Харькове, затем был одним из организаторов Бакинского отделения «Окон сатиры РОСТА», затем – Кавказского («Окна РОСТА» — специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции (1918—1920)). В 30-е годы Кочергин оформлял физкультурные парады и праздники, делал агитационные плакаты. Во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде создавал патриотические плакаты. Художник чудом выжил во время блокады Ленинграда. Его, уже полуживого, эвакуировали по дороге жизни.
Кочергин создал плакаты: «С удесятерённой энергией работай для фронта!» (1941), «О том, как пионер Сеня диверсанта привёл к нефтебазе» (1941), «Думал об одном, а всё пошло вверх дном!» (1941), «Да здравствует XXVII годовщина Великой октябрьской социалистической революции! 1917–1944» (1944), «Вперед! На окончательный разгром немецких захватчиков!» (1945). Николай Михайлович трудился в творческом объединении «Боевой карандаш» («Два боевых эпизода» №11, «Героические эпизоды» №22, Все на защиту Петрограда! Все на защиту Ленинграда! №49).
После войны Кочергин в качестве художника-иллюстратора начал сотрудничать с детскими журналами, он очень увлёкся рисованием для детей, и для него детская книжная иллюстрация стала не просто дополнением к повествованию, а настоящим искусством.
Иллюстрирование именно детских сказок принесло художнику любовь и признание. Знаменитая сказка Ершова «Конёк-горбунок» с иллюстрациями Кочергина переиздавалась несколько раз.
Со временем народные сказки стали занимать особое место в творчестве Николая Михайловича. Его рисунки на темы русской старины отнесены к числу выдающихся произведений отечественной книжной графики.
Художник глубоко изучал быт, уклад и архитектуру стародавних времён. Он писал: «Чтобы изучить, зарисовать древние русские крепости, соборы, старинные здания, я ездил в Новгород, в Псков, Изборск, Печёры.
Легко себе представить, что именно над такими башнями и куполами, над такими зубчатыми стенами пролетали змеи-Горынычи и деревянные воздушные корабли, построенные мастером на все руки Иванушкой-дурачком».
Художником проиллюстрировано большинство хорошо известных русских народных сказок, среди которых «Царевна-лягушка»,
«Иван-Царевич и Серый Волк»,
«Про Иванушку-дурачка»,
«Летучий корабль»,
«Сивка-бурка»,
«По щучьему веленью»,
«Пойди туда – не знаю куда»
Были проиллюстрированы «Конёк-горбунок» Ершова,
«Руслан и Людмила» Пушкина,
сказки Бажова
Художнику была очень близка героическая тема, потому она закономерно нашла своё отражение в его иллюстрациях.
Русские богатыри и герои вдохновляли Николая Михайловича на создание целых циклов сказочных иллюстраций.
Так, в 1949 году художник проиллюстрировал книгу «Русь богатырская» в пересказе Карнауховой Ирины, и эта книга стала своего рода литературным памятником погибшим воинам Великой войны. Кочергин проиллюстрировал более двадцати былин, среди которых «Светогор»,
«Добрыня Никитич»,
«Илья Муромец»,
«Микула Селянинович»
Кочергин – поистине удивительный художник! Он нарисовал множество иллюстраций к сказкам других народов мира – японским, китайским, корейским, вьетнамским, индийским, молдавским. Все они тоже удались сказочному художнику на славу. Самое интересное, что дальше Средней Азии Николай Михайлович нигде не был: ни в Монголии, ни в Китае, ни в Индии, ни в Африке.
Но его иллюстрации выходили такими, будто он рисовал своих героев с натуры именно в Китае или именно в Индии,- спутать героев Кочергина разных восточных сказок попросту невозможно.
Долгое время художник трудился над иллюстрациями к «Калевале», знаменитому карело-финскому эпосу.
Первый вариант иллюстраций был напечатан в 1953 году. Четыре года спустя, в 1957 году, оформление книги было улучшено художником - «Калевала», выпущенная «Детгизом», пополнилась новыми графическими листами. А спустя десять лет в издании 1967 года рисунки стали ещё образнее, в них чувствуется ещё бОльшая мощь жизненной силы.
Ариград-Вести
10.05.2022