Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Почему Денис Давыдов бросился продавать свой московский дворец почти сразу, как купил

Вы же, наверное, слышали, мои читатели, что Денис Давыдов, был не только гусар и поэт, но и еще достаточно не бедный человек, во многом благодаря его жене Софье Николаевне. И вот, в 1835 году у семьи Давыдовых появился дом в Москве на Пречистенке. Да не просто дом, а целый дворец. История покупки этого дома достаточно мутна. Нет, в архивах, я думаю, наверняка сохранились купчие, которые все прекрасно объясняют. Но в Интернете и путеводителях по Москве рассказывается только, что сначала домом владел знаменитый сыщик Николай Архаров, потом генерал Гавриил Бибиков. А потом сразу раз – и Давыдов. И даже порой сообщается, что он купил этот дом у этого самого Бибикова, чего никак не могло быть, потому что Гавриила Бибикова не стало в 1803 году. Поэтому те, кто в курсе, пишут, что «купил у наследников». У кого, я лично так и не узнал. Зато удалось узнать, что, может быть и вовсе не Денис Васильевич, ни его жена (она тоже упоминается как покупательница) этот дом за 50 000 рублей не покупали,

Вы же, наверное, слышали, мои читатели, что Денис Давыдов, был не только гусар и поэт, но и еще достаточно не бедный человек, во многом благодаря его жене Софье Николаевне. И вот, в 1835 году у семьи Давыдовых появился дом в Москве на Пречистенке. Да не просто дом, а целый дворец.

История покупки этого дома достаточно мутна. Нет, в архивах, я думаю, наверняка сохранились купчие, которые все прекрасно объясняют. Но в Интернете и путеводителях по Москве рассказывается только, что сначала домом владел знаменитый сыщик Николай Архаров, потом генерал Гавриил Бибиков. А потом сразу раз – и Давыдов.

И даже порой сообщается, что он купил этот дом у этого самого Бибикова, чего никак не могло быть, потому что Гавриила Бибикова не стало в 1803 году. Поэтому те, кто в курсе, пишут, что «купил у наследников». У кого, я лично так и не узнал. Зато удалось узнать, что, может быть и вовсе не Денис Васильевич, ни его жена (она тоже упоминается как покупательница) этот дом за 50 000 рублей не покупали, а на самом деле Давыдов его просто выиграл. В карты.

-2

И, вы знаете, версия с выигрышем в карты, как мне кажется, очень хорошо объясняет то, что произошло в дальнейшем. Потому что как-то совершенно не верится, что Давыдов и тем более его жена, выкладывая за дом огромную даже для богатых людей того времени сумму в 50 000 рублей, не поинтересовались и не посмотрели, а каково им там будет жить.

Дело в том, что дом, хоть и очень красивый и большой, на самом деле с большим сюрпризом. Для понимания вот вам прекрасная картина «Выезд пожарной команды из Пречистенской части».

«Выезд пожарной команды из Пречистенской части», Третьяковская галерея
«Выезд пожарной команды из Пречистенской части», Третьяковская галерея

Видите кавалькаду пожарных, во главе которых в пролетке мчится брандмайор? А на заднем плане здание с каланчой видите? Так вот дом Давыдова – аккурат напротив. На картине слева даже его флигель виднеется.

Сейчас этот дом выглядит вот так как на фотографии, каланчу давно убрали. А вот пожарная часть, точнее, МЧС, там, по-прежнему, находится.

-4

Так вот, если бы Давыдовы на самом деле покупали этот дорогой дом, я думаю, они бы оценили все перспективы такого соседства, шум, который все это будет производить и как он будет мешать.

Но дом оказался в собственности Дениса Васильевича и он в нем некоторое время даже жил. Поэтому я и думаю, что он все-таки его выиграл.

Потому что очень скоро оказалось, что:

а)шум от пожарной части постоянный и сильный

б)содержание огромного дома требует приличных денег. И это не то, чтобы по карману Давыдовым, несмотря на их состояние. А в сочетании с шумом и дискомфортом, денег как-то становится жалко.

Поэтому в голове Дениса Васильевича появляется гениальная схема – продать дом в казну под резиденцию обер-полицмейстера. Тем более, что в этом доме ведь жил Архаров. А он как раз и был одно время обер-полицмейстером, сначала в Москве, а потом в Петербурге. Так появились те самые стихи, которые теперь выгравированы на табличках, вставленных в тротуарную плитку рядом с этим красивым домом:

«О, мой давний покровитель,
Сохрани меня отец,
От соседства темной тучи
Полицейской саранчи,
И торчащей каланчи,
И пожарных труб и крючий.
То есть попросту сказать:
Помоги в казну продать
За сто тысяч дом богатый,
Величавые палаты,
Мой Пречистенский дворец»
-5

Для того, чтобы тонкий намек властям на то, что казне следует приобрести у Давыдова его московский дом, оказался эффектнее, Денис Васильевич договорился с другом – Пушкиным, что тот опубликует стихотворение в журнале «Современник». Стихотворение опубликовали, но не зашло. Давыдов захотел слишком много и никакой сделки не получилось. Вскоре поэт-генерал—партизан уехал из своего московского дома и с 1837 года больше тут не жил. А продать его получилось только в 1841 году, после чего хозяева менялись неоднократно.

В конце концов, в дореволюционные времена тут разместилась женская гимназия, а в советские – райком и квартиры для настоящих коммунистов. Одной из настоящих коммунисток-квартиранток была сама Вера Фигнер. Но это – уже совсем другая история. Тем более, что и левый флигель, в котором она жила, в советские времена перестроили.

------------

Кстати, мои читатели, Дзен перешел на новый формат. Увидеть в ленте мои статьи, а соответственно, и читать их вы гарантированно сможете, подписавшись на канал.