Найти тему
История. Факты+мысли

Крупное поражение железнодорожного магната Америки. 1867 год.

Основой экономического успеха и развития промышленности Соединенных Штатов, с момента обретения независимости, можно считать предпринимательскую активность, поощряемую властями. Создатели нового государства поняли, что залогом процветания нации является материальный стимул, определяющий личную заинтересованность в результатах труда.

После гражданской войны 1861-65 гг. такой подход, вкупе с запретом преследования проигравших южан, помог в кратчайшие сроки восстановить разоренную страну.
Одним из «ударников первой послевоенной пятилетки» был железнодорожный магнат Корнелиус Вандербильт, имевший голландские корни.
Он начал карьеру торгового перевозчика в 16-летнем возрасте, когда на одолженные у матери $100, купил небольшую баржу, переправлявшую малогабаритные грузы в акватории Нью-Йорка.
Через два года, когда разразилась англо-американская война, молодой человек получил государственный контракт на снабжение вооруженных сил, а спустя еще 10 лет, «коммодор» владел уже целой флотилией.

Собственную яхту «Северная звезда», разбогатевший лодочник однажды утопил, но в тот же день заказал новую.
Собственную яхту «Северная звезда», разбогатевший лодочник однажды утопил, но в тот же день заказал новую.

Пережив немало финансовых баталий и достигнув максимальных показателей в своем деле, Вандербильт, несмотря на преклонный возраст, круто изменил стратегию бизнеса, в одночасье продав все корабли. Общественность сочла такой шаг чудачеством 70-летнего миллионера, который сошел с ума от количества заработанных денег.
Но очень скоро выяснилось, что хваткий делец не только не потерял разум, но и сумел заглянуть в недалекое будущее, предугадав развитие наземного транспорта, в связи с освоением западных территорий.

Корнелиус Вандербильт вложил все свои средства в железнодорожную индустрию, проложив тысячи миль рельсов, по которым мчались поезда компании New-York Central.
Как и раньше, завоевывая жизненное пространство, бизнесмен не принимал в расчет никакие правила.
Захватывая все новые линии железных дорог, он постоянно демпинговал, дожидаясь, пока их хозяева не разорятся.
Однажды, не договорившись с конкурентами, магнат, пользуясь правом собственности, закрыл проезд по мосту Албани, полностью парализовав пассажирские и грузовые потоки в Нью-Йорк.

После блокады моста, по обе стороны образовались многокилометровые заторы.
После блокады моста, по обе стороны образовались многокилометровые заторы.

Вандербильт безошибочно рассчитал, что пока власти примут соответствующий закон, или построят новую переправу, он успеет скупить упавшие в цене акции несговорчивых конкурентов.
Так и произошло.

Именно такой человек, овладевший 40% железнодорожного полотна Америки, в 1867 году решил присоединить к своей империи компанию «Erie», которой принадлежала ветка от Чикаго до Нью-Йорка.
Уловив нездоровую активность на фондовой бирже, руководители фирмы быстро выяснили, что «коммодор» через подставных лиц скупает их акции.
Зная безжалостный характер Вандербильта, друзья советовали им согласиться на любые условия, до того, как дело дойдет до банкротства. Однако два топ-менеджера компании – Джей Гулд и Джим Фиск – решили не сдаваться.

Между тем, Вандербильт продолжал скупать акции, которые, к его удовольствию, дешевели день ото дня.
В те времена еще не знали понятия «рейдерский захват», но алгоритм действий был тот же – сначала сводили к нулю рентабельность предприятия, снижая расценки на аналогичные услуги, потом выкупали контрольный пакет акций, после чего цены снова повышались.

Как правило, конечная стадия отнимала у главы New-York Central не больше двух недель, но на этот раз процедура затянулась – акции Erie буквально заполонили фондовый рынок.
Наконец, думая, что контрольный пакет собран, Вандербильт уже хотел объявить себя новым хозяином компании, как вдруг победа обернулась полным провалом.
Оказалось, что мистер Гулд и мистер Фиск, внимательно изучив устав фирмы, обнаружили пункт, по которому учредители имели право на выпуск новых акций, без уведомления пайщиков.
После этого печатный станок в подвальном помещении офиса работал без перерыва, заставив Вандербильта «гоняться за собственным хвостом».

Всего он перевел в личный фонд двух джентльменов немыслимые по тем временам деньги – 7 миллионов долларов, купив 100 000 красивых и совершенно бесполезных бланков.
Мистер Вандербильт готов был заплатить втрое больше, лишь бы не допустить огласки, но его проигрыш стал достоянием гласности, и нанесла ощутимый удар по его репутации.

Судебную тяжбу широко освещали в прессе.
Судебную тяжбу широко освещали в прессе.

Конфликт двух корпораций продолжался еще несколько лет – взбешенный голландец то подавал иски в суд, то нанимал бандитов, которые нападали на поезда, следующие по магистрали Чикаго-Нью-Йорк.
Учредители Erie тоже несли потери, вынужденные обращаться к другим гангстерам за защитой.

Но они сумели сделать главное – доказали всему деловому сообществу Соединенных Штатов, что даже небольшая компания, проявив мужество, стойкость и хитрость может дать отпор намного более состоятельному агрессору.
Кроме того, этот случай послужил поводом для усовершенствования законодательной системы. Через некоторое время выпуск ничем не обеспеченных ценных бумаг стал серьезным преступлением, равно как и блокада целого города, совершенная в угоду личным интересам.


ПРОДВИЖЕНИЕ СТАТЕЙ ЗАВИСИТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ОТ КОЛИЧЕСТВА "ЛАЙКОВ" И ЧИСЛА ПОДПИСЧИКОВ.

Табачный король Коля Зархиди на службе у Советской власти

А.И. Ливеровский - гений железнодорожного дела. Жизнь до и после революции.