Когда я прочитал проект заключения Верховного суда США, отменяющего решение по делу Roe v. Wade, я был потрясен. Это было шокирующее зрелище - видеть, как холодным юридическим языком излагаются вопиющие идеологические доводы, потрошащие конституционное право на аборт.
Я понимаю разочарование, которое испытывают многие. Я тоже его чувствую. Закон Роу был законом страны в течение 49 лет, почти всю мою жизнь. Но для моих дочерей это может быть не закон страны. Многие из нас боялись, что этот день настанет, поэтому в прошлом месяце я подала иск и, опираясь на полномочия, предоставленные мне губернатором, попросила Верховный суд Мичигана немедленно решить, включает ли конституция нашего штата право на доступ к абортам.
Как женщина, родившаяся и выросшая в Мичигане, я несу моральную ответственность за защиту прав почти 2,2 миллионов мичиганских женщин, которые потеряют право принимать решения относительно своего тела, если закон Роэ падет. В Мичигане, как и в ряде других штатов, до сих пор действует закон, криминализирующий аборты. Он был принят в 1931 году, и после официального оглашения решения суда наш штат станет домом для одной из самых экстремальных анти-абортных политик в стране. Если закон Роэ будет отменен, аборт в Мичигане станет уголовным преступлением, без исключений в случае изнасилования или инцеста.
Мои аргументы основаны на положениях конституции нашего штата о надлежащей правовой процедуре и равной защите. Пункт о надлежащей правовой процедуре Конституции Мичигана защищает право на аборт так же, как Конституция США защищает право на аборт в соответствии с законом Roe, а пункт о равной защите запрещает штату принимать законы, основанные на патерналистских обоснованиях и слишком широких обобщениях о роли женщин в рабочей силе и дома. Конституции других штатов, включая конституции Канзаса, Монтаны, Аляски и Флориды, уже были истолкованы для защиты права на аборт.
Я надеюсь, что мой судебный процесс может стать примером для других. Я призываю своих коллег, выступающих за выбор, губернаторов, законодателей штатов, руководителей частного сектора и граждан использовать все имеющиеся средства для защиты доступа к безопасным, законным абортам. Учитывая, что законодательное собрание Мичигана контролируется республиканцами, я не испытываю оптимизма по поводу того, что я - губернатор-демократ, выступающий за выбор, - смогу добиться принятия законопроекта, отменяющего мичиганский закон 1931 года.
Жители штатов, где аборты уже защищены на государственном уровне, и где они останутся доступными, если Роу падет, могут чувствовать себя защищенными. Однако существует реальная опасность того, что через несколько лет, имея полный контроль над федеральными рычагами власти, экстремисты, выступающие против выбора и против женщин, могут принять федеральный запрет на аборты, который отменит аборты на всей территории страны, независимо от законов штатов. Это не теоретическая возможность - это их конечная цель.
На национальном уровне я вместе с несколькими моими коллегами-губернаторами со всей страны призвал Конгресс принять Закон о защите здоровья женщин. Этот законопроект, уже принятый Палатой представителей, закрепит в федеральном законодательстве меры защиты, предложенные Роу. Я призываю сенаторов объединиться и добиться этого. Но я не собираюсь сидеть сложа руки и ждать, пока Конгресс что-то сделает.
Большинство американского народа поддерживает безопасные, легальные аборты и защиту, предлагаемую Роу. Они не хотят, чтобы Верховный суд или законодатели штатов лишали женщин фундаментального права, которым они обладают уже почти полвека. Американцы во всех регионах страны, в том числе и в Мичигане, доверяют женщинам, а не политикам, принимать решения относительно собственного тела. Они также выступают против наказания женщин за аборты и против запретов на аборты, которые начинаются с шести недель, т.е. до того, как большинство женщин узнают о своей беременности.
Будь то законодательные, исполнительные меры, избирательные инициативы или гражданская активность, ответом на откровенно политическое решение якобы аполитичного, неизбираемого органа является участие всеми способами и на всех уровнях. Ответ заключается в творческом подходе.
В 1990-х годах несколько штатов защитили доступ к абортам с помощью избирательных инициатив. В 2019 году Иллинойс, Нью-Йорк, Род-Айленд и Вермонт кодифицировали доступ в законах своих штатов. Массачусетс присоединился к ним в декабре 2020 года, а Нью-Джерси - в январе 2022 года. Колорадо сделал это в прошлом месяце, а Коннектикут - на прошлой неделе. В Калифорнии предпринимаются усилия по включению в конституцию штата положения о доступе к безопасным, легальным абортам. Штаты идут впереди.
К нам присоединяется частный сектор. Amazon, Citigroup, Levi Strauss и Yelp будут оплачивать проезд сотрудников, обращающихся за медицинскими процедурами, которые не могут быть проведены по месту жительства - включая аборты. Компании Lyft и Uber оплатят все судебные издержки водителей, на которых подали в суд за доставку женщин в клиники для проведения абортов в штатах, где предусмотрено наказание или уголовная ответственность для тех, кто помогает кому-либо, даже по касательной, добраться до медицинского учреждения для проведения аборта. К ним должны присоединиться другие компании.
Если мы не используем все рычаги власти, которые у нас есть сейчас, или поддадимся самоуспокоенности, американцы будут страдать и могут погибнуть. Многие останутся без внимания, забытыми. Большинство из них будут бедными. Значительную часть будут составлять цветные женщины. Мы все чувствуем безнадежность и отчаяние, которые испытывают десятки миллионов американских женщин - наши соседи, члены семьи и друзья. Но отчаяние - это выбор, а пессимизм - роскошь. Мы должны предпринять беспрецедентные шаги для защиты права на выбор.