Найти тему
Родное Пинежье

Босоногое детство и голод

В декабре 2020 года мне посчастливилось участвовать в проекте «Все они истории страницы – нам нельзя об этом забывать». Мы с одноклассниками под руководством учителей нашей школы общались с тружеником тыла Диной Михайловной Кузнецовой и детьми войны Любовью Павловной Ануфриевой, Иваном Андреевичем Колосовым и Галиной Семёновной Григорьевой. Они рассказали нам о своём детстве. Все они вспоминают, что в военное и послевоенное время в семьях было много детей, жили дружно, помогая друг другу. У каждого в семье была своя обязанность.

Любовь Павловна Ануфриева родилась в 1945 году в деревне Шотогорке в многодетной семье. Мама работала в колхозе, а папа – в ОРСе (отдел рабочего снабжения). Первые 7 классов ходила в школу в своей родной деревне. Помнит, что в первый класс зимой пришлось ходить в валенках разного цвета. Однажды учительница вызвала ее к доске. Она встала, но выйти не осмелилась, потому что ей было очень стыдно за разноцветные валенки. Учительница поняла это и ученицу к доске не вызвала, а позже подарила жёлтую костяную ручку с пёрышком.

Как отмечает Любовь Павловна, благодаря советской медицине дети получали витамины, а также рыбий жир. Домой приходил врач, здоровый сильный мужчина, располагая к себе тем, что всегда ласково спрашивал: «Как здоровье, дети?»

В 1959 году Любовь Павловна поступила в Карпогорскую среднюю школу, указав в заявлении при поступлении, что обязуется выполнять все правила этой школы. Затем Любовь Павловна получила специальность каменщика-печника в Архангельском профессионально-техническом училище (ГПТУ), а потом закончила педагогический институт и большую часть своей жизни проработала учителем русского языка и литературы в Таёжнинской основной школе.

Галина Семёновна Григорьева родилась в Кевроле в 1943 году. В её семье было девять детей, правда, два брата умерли в детском возрасте. В 1941 её папа ушёл на войну, был ранен, лежал в госпитале. Потом его переправили в Казахстан. Когда ему стало лучше, его направили домой для окончания лечения. После того, как отец поправился, его забрали в часть, но уже не на фронт, а в устье Северной Двины (Хабарка, деревня Качино), там он заведовал снабжением.

Галина Семёновна Григорьева
Галина Семёновна Григорьева

Мама Галины Семёновны рассказывала, что однажды она поехала на пароходе «Курьер» навестить своего мужа. Он шёл почти неделю. Еды в то время было немного, на всю неделю не наберёшь – приходилось ехать впроголодь. Папа раздобыл немного муки. Чтобы не умереть с голоду, она разводила ложку муки в кружке с кипятком. Доехав до Карпогор, она с трудом вышла на берег и упала на землю от изнеможения. Сколько муки осталось, привезла домой – ведь дома ждали дети.

Еды не хватало, особенно трудно было при неурожае зерна (было два так называемых «зелёных года» - когда зерно не вызревало, оставалась пустая шелуха). Но даже это недозревшее зерно мололи на жерновах и пекли хлеб, добавляя в него и зелёные листья капусты, и мох. Ягель, белый мох, очень горький на вкус, рвали в лесу, сушили, мочили, мельчили и затем добавляли в хлеб. Ягель также заготавливали и для коровы. Все в основном питались только своим хлебом (а хлеб был чёрный). В магазине, может быть, он и был, но денег не было. И почему-то всегда хотелось хлеба из магазина. Если всё-таки появлялась копейка, хлеб купят и только с чаем едят. Сахарный песок начали давать только в конце сороковых годов – полкило на месяц на семью.

Галина Семёновна поясняет: «Сядут все за стол, бабушка на стол положит немного песку в тарелку, и начинаем макать, иногда чая и не было. Бабушка заваривала травки».

Варили из муки мусёнку: разведут ложки две муки, размешают, вытащат чугунок из печи с кипятком, зальют и снова в печь поставят. Потом жиденькую и хлебают.

У бабушки жила семья рядом, мать и трое детей. Галина Семёновна к ним ходила в гости. Им хуже жилось, мебели в комнате не было, еды мало – поставят медный самовар на стол, нальют кипятку, чая нет, песку нет, только житники поедят и всё. Иногда выручали куры: их было две, приносили по два яйца в день, возьмут яйца, помоют и в самоваре сварят. Бабушка очистит и разрежет на дольки и каждому даст понемногу, и сыты.

Галине Семёновне пришлось нянчиться со всеми братьями и сёстрами. На санках возила их в садик, около километра преодолевали путь каждый день. Вечерами любили играть на улице. Темно, холодно, а они на санках с взвозов катаются. Играли в прятки около амбаров, иногда в лапту. Придут все замерзшие с улицы, разденутся и на печь залезут – отогреваться. А на печи всегда зерно сохло, лежат, едят и книжки читают. Лампочка была небольшая, как свечка. При ней и читали. Когда появилось электричество, его сначала отключали в десять вечера: лампочка мигнёт три раза и погаснет до завтра.

Галина Семёновна помнит, как в 1953 году умер И. В. Сталин. Об этом сообщили по радио в управлении колхоза. Запомнила, что учительница сидела и плакала.

Иван Андреевич Колосов родился в Самарской области в 1943 году. Это было очень тяжёлое время: не было хлеба, семью спасало козье молоко и картошка, а также варили крапивный суп, ели жареные жёлуди. До 1947 года продукты (в основном крупы) выдавали по карточкам. А вкусным лакомством были маленькие кусочки сахара. Его бабушка сходит в гости и принесёт кусок сахара, а сахар раньше был большими кусками, от него отламывать надо было.

На фронт заготавливали только зерно (пшеница, рожь). Картофель сажали для себя. На картошке и выживали.

Во время войны и после налоги были большими, народ плакал. А платить надо было. Сдавали мясо, яйца – 100 штук обязательно, шерсть, даже если не держат овец, кур, свиней, всё равно нужно было платить, надо покупать и сдавать государству.

В 1950 году Иван Андреевич пошёл в первый класс. Школа была каменная, она и сейчас стоит, ребят было много. В то время писали перьями. Он помнит ёлку, которую в школе устанавливали на Новый год, конфетами угощали за стихотворения. В его деревенской школе было всего четыре класса, поэтому школьники ходили за 11 км в другое село, каждый день туда и обратно. Мать картошки наварит, и вся еда. После окончания семи классов колхоз отправил Ивана учиться на тракториста-машиниста широкого профиля. Потом была армия. В армии его отправили во Владивосток в учебный отряд подводного плавания. Он на Тихом океане прослужил четыре года подводником. После службы приехал в Архангельск, в морском порту работал докером. Затем приехал в Пинежский район.

Из воспоминаний своих односельчан мне удалось узнать и понять, что во время Великой отечественной войны трудно было не только на фронте, но и в тылу, особенно у нас на севере.

Евгения Тихонова, ученица 8 класса МБОУ «Ясненская средняя школа №7»