Вторая мировая война – самое ужасное, что было в человеческой истории. Но в то же время люди, поставленные на грань уничтожения, оказались особенно изобретательны во всем, что касалось оружия. Сегодня мы вспомним о таком явлении, известном как камикадзе. О японских летчиках, превративших свои самолеты в огромные управляемые бомбы.
Откуда взялось слово «камикадзе»?
Хотя камикадзе появились в середине 20-го века, их история начинается в 13-м веке, когда в Японию попыталась вторгнуться Монгольская империя. Монголы не имели опыта морских сражений, а также не умели строить корабли, поэтому значительный вклад внесли китайские и корейские моряки, которые на тот момент уже были под властью монгольского хана. Совместными усилиями была собрана огромная флотилия, которая оставалась самой большой в истории человечества вплоть до начала высадки в Нормандии в 44-м году. Монголы два раза бросали весь свой флот на архипелаг страны восходящего солнца, но каждый раз все их корабли заставал врасплох страшный тайфун, который уничтожал большую часть флота, а уцелевшие корабли захватывали самураи. Японцы назвали этот тайфун ками-кадзе, то есть божественный ветер. Он оказал огромное влияние на самосознание японского народа и сохранился в его памяти вплоть до начала Второй мировой войны.
Однако интересно, что сам термин «камикадзе» стал впервые применяться к летчикам-смертникам не в Японии, а в среде японских переводчиков на английский язык. Поэтому поначалу он был распространен только в Западном мире, но быстро завоевал такую популярность, что после войны его стали использовать и в самой Японии. А во время войны японцы предпочитали использовать термин токкотай, который служил сокращением от длинной фразы «специальные ударные отряды божественный ветер».
Первые камикадзе
Несмотря на героизм, которым японская пропаганда наделяла камикадзе, они появились, скорее, от безысходности, чем из благородных порывов. К концу 44-го года Япония потеряла значительную часть захваченных ранее территорий, ее военные ресурсы подходили к концу. Не хватало ни самолетов, ни опытных пилотов, ни времени для их обучения. Именно в таких условиях один из наиболее фанатичных командующих императорского флота, вице-адмирал Такидзиро Ониси, принял решение о создании опытного отряда летчиков-смертников во время битвы за Филиппины. Их задачей было прорваться сквозь воздушную оборону противника и обрушить свои самолеты, начиненные бомбами и взрывчаткой, прямо на вражеские корабли. Вице-адмирал предполагал, что это позволит даже начинающим пилотам нанести серьезный ущерб противнику. От человека требовалось лишь проявить мужество перед лицом смерти, что для японцев исторически не являлось проблемой. И действительно, результативность первых камикадзе была настолько высока, что с лихвой покрыла утраченные самолеты. Первым отрядом камикадзе, в котором было всего полтора десятка летчиков, за один день было выведено из строя семь американских авианосцев, сотни членов экипажа погибли, десятки самолетов были уничтожены.
Первоначальные успехи привели к тому, что в начале 45-го года по всей Японии начали массово формироваться отряды летчиков-камикадзе. И не только. Практика смертников нашла свое применение и в водных аппаратах. Были созданы катера и управляемые торпеды, также начиненные взрывчаткой. Пропаганда делала все, чтобы придать камикадзе почетный статус. У них появилась своя собственная символика в виде белого шарфа и японского флага, обернутого вокруг головы. Камикадзе даже получали специальные кинжалы танто, которые в прошлом использовались для совершения харакири, они символизировали самурайский дух и приверженность традициям.
Особого успеха камикадзе достигли во время битвы за Окинаву, весной 45-го года. Тогда летчиками-смертниками было выведено из строя больше сотни кораблей противника. Они стали настоящей грозой и страхом американских моряков. Помимо материального ущерба, огромное значение имел фактор психологического давления. Союзники видели не просто летчиков, а людей, готовых без малейших колебаний отдать свою жизнь за победу Японии.
Закат камикадзе
Однако несмотря на то, что в первые месяцы после своего появления камикадзе нанесли серьезный ущерб военно-морскому флоту Союзников, они быстро потеряли свое значение. С каждым днем японская промышленность сталкивалась со все нарастающей нехваткой ресурсов. В последние месяцы военных действий на один самолет-камикадзе приходилось не меньше трех добровольцев. Это привело к тому, что камикадзе стали использовать наиболее примитивные самолеты, на которых стояли старые двигатели, было плохое управление, а шасси отваливались сразу после взлета, чтобы использовать их повторно уже на другом самолете. Вместе с этим серьезные изменения произошли и в американских ВМС. Корабли спешно переоборудовали под отражение атак камикадзе, тактика ведения боя также изменялась с учетом нового акцента, увеличилось как количество, так и радиус морской авиации. Все это, вместе со значительным понижением технических характеристик японских самолетов, привело к тому, что они стали легкой мишенью и 90% всех летчиков-камикадзе сбивалось в воздухе, не имея никакой возможности достигнуть своей цели. Конец войны близок.
Наконец, 15 августа 45-го года, в день капитуляции Японии, вице-адмирал Матомэ Угаки вместе с 7 другими летчиками совершил последний вылет камикадзе, бесславно погибнув возле Окинавы. Под давлением победителей камикадзе были запрещены, но и по сей день они сохраняются в памяти многих народов как пример фанатичного патриотизма и безрассудной храбрости.