Прогуляйтесь по улицам любого города нашей страны, и вы их обязательно увидите. Мозаичные панно с композициями из жизни людей исчезнувшего государства. Немного наивные, в немодной нынче манере изображения, местами облупившиеся, но все еще прочно держащиеся на серых фасадах зданий эпохи СССР.
Отношение к ним у людей тоже разное. Одни пренебрежительно называют «совком» и по художественной ценности автоматически ставят ниже настенных граффити. Ведь старое же, да еще и отечественное, значит, «не круто». Другие считают культурным наследием и всячески берегут от вандалов. А третьи, не «заморачиваясь», устраивают косметический ремонт фасада и в лучшем случае затягивают панно красочным клеенчатым рекламным баннером или сайдингом.
Так получилось, что в последнее время мы стали обращать больше внимания на мозаику в нашем городе. Опубликовали статью и парочку постов, потом друзья стали присылать фото мозаик в своих городах. Захотелось разобраться в теме. На первый взгляд, большинство панно посвящены одному периоду в истории страны – 1960–1980 гг. Они рассказывают о достижениях в науке, промышленности, спорте, показывают зарисовки из счастливой жизни... и, конечно, портреты вождей пролетариата.
История мозаики
Возможно потому, что сюжеты мозаичных панно отражают разные стороны жизни в СССР, многим кажется, что мозаика – признак исключительно советского периода.
На самом деле, в Россию искусство мозаики пришло из Византии как один из способов украшения храмов. Иконы и узоры из кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты – смотрелись красиво и были очень прочными и долговечными.
В XVIII в. технологией изготовления смальты вплотную занялся М. В. Ломоносов. Он сумел создать множество оттенков, добавляя в стекло окислы металлов. А в 1754 г. была даже построена фабрика по ее изготовлению.
Мозаика была востребована. Что из нее делали? Картины, иконы, престолы, иконостасы, фризы, арки, паруса, панно, кессоны, надписи, покрытия куполов и шпилей, фасады магазинов и пр. Другой вопрос, что очень мало старинных мозаик сохранилось до наших дней, вот и кажется что мозаичными панно увлекались только в СССР.
Секрет популярности в СССР
Кто-то видит в мозаичных панно эпохи способ пропаганды. Мол, со всех зданий намекали, агитировали, рекламировали, как хорошо живется в СССР. Люди сплошь радостные, устремленные вперед - вот вам пропаганда (в жизни так не бывает). Хотя в чем пропаганда? Что "жизнь хороша и жить хорошо"?
На самом деле, причина – в практичности. В 1960-1980 гг. в стране строилось множество панельных домов. Эти быстровозводимые многоэтажки позволяли обеспечить население жильем, но выглядели довольно уныло. К тому же, в нашем климате фасады зданий через некоторое время ветшали и требовали ремонта. Мозаичные панно в данном случае помогали достичь сразу нескольких целей:
- Сохранить фасады от разрушений, ведь покрытая глазурью плитка спокойно выдерживает перепады температур.
- Избежать необходимости постоянно подкрашивать и ремонтировать фасады. Мозаичная плитка со временем не теряет яркость цвета, не деформируется, не ломается и прочно держится на стене.
- Визуально украсить фасады зданий, сделав их более эстетичными. Ну, а какие сюжеты брать? Естественно, из жизни – описать события, актуальные на момент создания панно.
С этим архитекторы СССР не ошиблись. Спустя 30-40 лет многие панно выглядят так, будто их только вчера установили. Да, их сюжеты устарели и не вписываются в современный дизайн, хотя нередко мозаика выглядит красивее некоторых новых креативных "украшений".
Стоит ли сохранять мозаичные панно эпохи СССР или пора заменить их современной отделкой? Как считаете?
Лайк, подписка, комментарий – лучшая поддержка каналу!