С той воины не вернулись два моих деда. Память о тех, которых я не знала и не узнаю никогда, хранят только несколько листов бумаги.
В нашем доме сохранились артефакты – это письмо и фотографии с фронта.
Кирилл Павлович Смолин и Веденей Павлович Смолины ушли на передовую в самые первые дни войны.
Веденей Павлович погиб в 1941. В год самых страшных жертв и огромных потерь Советской Армии. Он пропал без вести, сгорел в пламени войны. Разыскать его следы нам так и не удалось: ни через военные архивы, ни через запросы в различные инстанции, ни на сайте «Мемориал».
Это его первая и последняя фотография с фронта.
Кирилл Павлович был старшим в семье, и на его плечах лежала забота о семье, когда умер отец. Воевал он до 1944 года. Был танкистом. На фронте вступил в партию.
Только в 1983 году, после упорных поисков, которые все годы вела моя семья, нам удалось разыскать место, где погиб рядовой 33 Гвардейской К.П.Смолин. Из центрального архива Министрества обороны СССР пришел ответ. Он похоронен в лесу, западнее д. Лукюля, 2 км, Ленинградской области. Мы планировали отправиться на место захоронения, чтобы почтить память деда, но к тому времени, такого населенного пункта уже не существовало, и местные власти ответили, что место захоронения найти сложно.
Тогда бабушка разыскала его однополчанина и при встреча он рассказал, как погиб ее брат. «Шел бой, наши наступали. Уже после боя Кирилл вышел из танка и присел закурить. В этот момент налетели фашистские самолеты, и осколком снаряда он был убит. Друг схоронил его в лесу под березой».
Это его последняя фотография. На фото он изображен 26 июня. А 28.06.1944 – его уже не стало.
Память о братьях хранит обелиск на их родине, установленный в парке деревни Коммунар, а также памятная доска на стене школы, где учились они.
Ну и, конечно, фронтовое письмо. Последнее…С передовой… Вечная память из прошлого.
Письмо от сына Смолина К.П.
15 апреля 1943 г.
"Здравствуй, дорогая моя мамаша. Шлю тебе свой пламенный привет и сестре Сане, Лене. Я сообщаю о том, что я от Вас получил 2 письма, за которые благодарю. Затем сообщаю свой новый адрес – 89575 п/почта, Питер.
Большой привет брату Вене. Одно плохо, что от него нет писем. Но может он сильно болен. Ну ладно, пока дорогие родители. Жду ответ. Смолин"
Когда я изучала сайт «Подвиг народа» (podvignaroda.ru). С трепетом и замиранием сердца узнала, что мой дед Смолин Кирилл Павлович награжден Медалью «За отвагу».
Выписка из приказа: "Наградить… Водителя боевой автомашины марки Студебекер красноармейца Смолина Кирилла Павловича за то, что он в боях с немецкими захватчиками в районе южнее города Невель проявил отвагу и мужество. При подготовке к прорыву оборонительной полосы противника товарищ Смолин приложил исключительное старание по подвозке боеприпасов. Несмотря на неблагоприятные климатические условия, бездорожье и распутицу товарищ Смолин первым доставлял боеприпасы на огневые позиции. Его автомашина всегда находится в исправности и готова к выполнению боевой задачи"
Моя бабушка Александра Павловна Гарманова (Смолина), ныне покойная, как самые дорогие драгоценности хранила фронтовые письма и фотографии своих братьев, ушедших на фронт в первые дни войны.
После второй похоронки на сына прабабушку Прасковью Яковлевну парализовало.
Вся ответственность за семью лежала на моей бабушке Александре. На ее женские плечи легла не только забота о больной матери, младшей сестре и маленькой дочке (моя мама родилась в августе 41), но и работа в тылу «для фронта, для Победы».
После ухода на фронт братьев, она села за руль комбайна старшего брата Кирилла. Незадолго до войны Александра прошла курсы комбайнеров. Чтобы попасть на учебу, в документах прибавила себе два года.
Пока мужчины защищали страну, Александра сеяла и убирала хлеб. Кормила семью и страну.
40 лет она была членом КПСС, человеком принципиальным, прямым и справедливым. И очень неравнодушным. Была участницей ВДНХа СССР в Москве (тогда выставка называлась ВСХВ), где ее наградили Медалью за доблестный труд.
Я помню из своего детства, что бабушку часто приглашали в учебные заведения к школьникам и студентам, где она увлеченно рассказывала о прожитых годах. Как-то после встречи со студентами она переживала, что была взволнована и мало рассказала о своей работе во время войны. Дома «раздумалась и решила хоть немного написать о том нелегком времени».
Так появилась ее заметка в Ялуторовской городской газете «Ленинский путь», а чуть позже статья о ней в «Тюменской правде»,
Хочу поделиться отрывками из ее рассказов: «Технику я любила очень. Получила комбайн «Коммунар». Так и пошло: осень работаю на комбайне, весну – на тракторе. Зимой занималась ремонтом. Особенно я любила пахать по ночам. Ведешь тридцать железных лошадиных сил, они тебе подчиняются. И аромат родной земли – кормилицы! Не было больше радости, чем чувствовать единство с техникой, родство с землей.
Война. Ушел на фронт старший брат. Его трактор достался мне. Вскоре стал солдатом младший брат. Так и не видела я больше их: погибли оба.
И в других семьях ушли на фронт отцы, братья. И все беды, заботы взвалились на женские плечи.
Но не спасовали мы. Наступала горячая уборочная страда – себя не щадили. Спешили до единого колоска собрать хлеб. Даже специально ходили за агрегатами, подбирали.
Работали с раннего утра до позднего вечера. Не допускали, чтобы хлеб завалило снегом. Трудились и думали «Еще на один день ближе к Победе».
Я помню! Я горжусь!