Найти тему

Станция

Аннотация: Данная конкурсная работа, выполненная в виде авторской книги, посвящена Году культурного наследия народов России. В настоящее время в культурной жизни нашей страны произошли изменения, обусловившие повышение интереса к отечественной истории, утраченным традициям, национальной культуре. Поэтому решение Президента РФ В.В. Путина объявить 2022 год – годом культурного наследия народов России направлено на поддержание и развитие самобытных традиций, ремесел и искусств народов России. Приобщение людей к народной культуре всегда будет актуальным, так как является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Цель этой работы состоит в том, чтобы обогатить знания окружающих о своей Родине через приобщение к культурному наследию своего народа – мордвы.

ФИО автора: Романова Виктория Владимировна.

Школа и класс: Республика Мордовия, г. Рузаевка, МБОУ "СОШ №9", 8 класс.

Номинация: "Книжная полка".

Описание работы: К сожалению, в наши дни молодое поколение имеет недостаточно знаний о культуре своего народа. Молодёжь не видит в этом проблемы, живут настоящим, не задумываясь, что без прошлого не может быть ни настоящего, ни будущего. Компьютерный век, век новых технологий, обделил возможностью возвращаться к своим историческим корням. Многие не проявляют интереса к культуре народов, другие не видят ценности в народном достоянии. В сложившейся ситуации очень трудно сформировать у подрастающего поколения патриотические чувства к Родине, народу, к его культуре. Авторская книга, созданная в литературном жанре скетч, направлена на возникновение у людей представления о жизни их народа в недалеком прошлом. Это произведение ориентировочно вызывает ностальгию у взрослых и любопытство у молодежи к истории этноса. В современное время актуален вопрос возрождения обычаев и традиций, изучения истории малой родины, так как в настоящее время остро проявляется кризис в нравственных отношениях между людьми. Мы стали забывать свои исторические корни, утрачиваем культурные ценности. Изучение прошлого и нынешнее возрождение духовных памятников культуры малой родины является значимым вопросом в наши дни.

Содержание: Глава 1 - Утро в селе

Яркое солнце, не скрытое облаками, припекало сильно, несмотря на раннее утро. Оно освещало всё, что попадалось навстречу его лучам – листву деревьев и кустарников, траву, дома, сараи. Первые петухи уже начинали свои песни, будя людей и предупреждая их о начале нового дня. С растений пропадала ночная роса, оставляя после себя свежий и чистый воздух. Пастухи выводили животных (лошадей и коров) из их убежищ и вели на луг, дабы дать скоту прогуляться и попастись на свободе. Идиллия, что царит в селе, казалось, была во всём. Но это лишь казалось.

­‒ Кадомак монь, мезе мон тондейть тиень¹, ‒ паренек лет четырнадцати по имени Фёдор, сидя на лавке, спорил с другом, разговаривая на своём родном языке – мордовском.

‒ Федь, ты же знаешь, я плохо понимаю то, что ты говоришь, ‒ Валя тоже был мордвином, но с детства говорил на русском. Он жил в соседнем городе и на выходных приезжал на поезде к бабушке, жившей в селе, располагавшемся недалеко от станции Рузаевка. Именно благодаря этому железнодорожному узлу он мог видеть с близкими и друзьями с родной земли.

‒ Это моё преимущество, – ухмыльнулся юноша. Он уже не помнил суть разговора, но ему нравилось перечить старшему.

‒ Если ты закончил, я пошёл, мне Чирду кормить ещё.

‒ Корову вашу? Я с тобой, ‒ Фёдор догнал успевшего недалеко уйти друга, и они пошли в сторону дома Вали.

Многие односельчане уже проснулись и с радостью приступали к утренней рутине. Кто-то собирался ехать в город, кто-то выходил просто погулять. Погода уже несколько дней стояла прелестная: греющее, но не слишком сильно, солнце; дул свежий, бодрящий ветерок: перистые редкие облака медленно плыли по лазурному небу. Такой климат хорошо влиял на настроение людей, да и на животных он действовал положительно. Чирда, корова, принадлежащая бабушке Валентина, вела себя послушно и давала накормить себя, хотя обычно её приходилось кормить силой.

‒ Какое у неё хорошее настроение сегодня, ‒ сказал Федя, кладя чашку с фуражем вниз, ‒ Ярхцак лац, цебярь тракс².

‒ Феденька, сюкпря, можбыть, тон кармат тонафтомс Валенькать мокшень кяльти³? – неожиданно в сарай зашла Лизавета – мама Валентина.

‒ Шумбрат, патяняй! Сон аф кармай тонафнема⁴, ‒ он посмотрел на друга, стоящего чуть вдали, насмешливым взглядом. Лизавета хотела, чтобы сын выучил родной для него язык, но он в упор отказывался это делать.

‒ Ну ладно. Валь! Мы с папой на станцию, встречать твоих двоюродных сестёр, поедешь с нами?

‒ Хочу, ну а Федька куда? Мы с ним погулять хотели, ‒ парни удивлённо посмотрели на женщину.

‒ А он с нами, если конечно его бабушка отпустит, ‒ мама Вали пошла в дом, чтобы переодеться.

‒ Сбегай, спроси, я их задержу, ‒ он побежал за мамой, а Федя побежал спрашивать разрешение у бабушки.

¹ Кадомак монь, мезе мон тондейть тиень – Отстань от меня, что я тебе сделал(мокш.)

² Ярхцак лац, цебярь тракс – Кушай хорошо, хорошая корова(мокш.)

³ Феденька, сюкпря, можбыть, тон кармат тонафтомс Валенькать мокшень кяльти – Феденька, привет, может быть, ты будешь учить Валеньку мордовскому языку(мокш.)

⁴ Шумбрат, патяняй! Сон аф кармай тонафнема – Здравствуйте, тётушка! Он не будет учиться(мокш.)

Глава 2 - Станция

Железнодорожный вокзал ‒ один из старейших памятников архитектуры Рузаевки ‒ очень интересное место. Он оснащён современными билетными кассами, кассовым залом, был сделан современный медицинский пункт. Туда-сюда сновали около 450 человек, которые либо готовились уезжать, либо забирали чемоданы после приезда. Федя, побывавший там в первый раз, глазел во все стороны, рассматривая красивое здание. Валя же в свою очередь удивлялся реакции друга, не ожидая такого воздействия от него. Конечно, он предполагал, что его друг, обычно сильно не реагируя, немного изумиться виду, но не думал, что отзыв будет настолько сильным.

‒ Вау, какая красота! Очаровательно! – Федька долго удивлялся чудесной постройке, ‒ И это сделали люди? Не боги?

‒ Люди, люди, ‒ оглядываясь по сторонам, сказала Лизавета, ‒ Что-то их не видно. Где же они? Поезд уже приехал.

‒ Вон они! – навстречу к ним шли две девушки, ‒ Привет, девочки, ‒ Валя начал обнимать их и знакомить с Федей.

Солнце уже было плохо видно, так как небо застилали грозные тучи, готовые обрушить на землю капли дождя. Вечерело и пастухи загоняли животных по домам. Сельчане расходились по дворам, прощаясь друг с другом.