Найти тему
Тайны искусства

Что означает жестокий научный эксперимент, изображённый на этой картине

Джозеф Райт «Эксперимент с птицей в воздушном насосе».

Эксперимент с птицей в воздушном насосе, Джозеф Райт
Эксперимент с птицей в воздушном насосе, Джозеф Райт

Первое, что привлекает внимание в этой замечательной картине, написанной в 1768 году британским художником Джозефом Райтом, это выражение лица ученого - или "натурфилософа", как называли в то время.

Деталь картины Эксперимент с птицей в воздушном насосе, Джозеф Райт
Деталь картины Эксперимент с птицей в воздушном насосе, Джозеф Райт

Он собирается провести безжалостный научный эксперимент. Его взгляд несколько конфронтационный: поднятые брови, слегка сжатые губы, наполовину скрытое в тени лицо. Взгляд, застывший между приглашением и вызовом, взгляд, призванный проверить нас.

На картине под названием "Эксперимент с птицей в воздушном насосе" изображена демонстрация воздействия вакуума на живую птицу. Художнику блестяще удалось создать своего рода театр, в основе которого лежит моральный вопрос: Будете ли вы беспристрастно смотреть на эксперимент, в ходе которого птицу собираются задушить до смерти, или отведёте от ужаса глаза?

Тема изображения взята из работы изобретателя Роберта Бойля (1627-1691), чье устройство "вакуумный насос" использовалось для изучения влияния давления воздуха на различных существ. От птиц до мышей, угрей, улиток и мух, Бойль помещал существо внутрь сосуда и записывал их физические реакции по мере откачивания воздуха:

... некоторое время птица казалась вполне живой, но при большем всасывании воздуха она начала явно поникать и выглядеть больной, и очень скоро после этого ее охватили такие же сильные и нерегулярные судороги, какие обычно наблюдаются у домашних птиц, когда им откручивают голову: Птица перевернулась два или три раза, и ее грудь была поднята вверх, голова опущена вниз, а шея выгнута.

Рисуя картины спустя столетие после первых экспериментов Бойля, Джозеф Райт черпал многие из своих сюжетов из эпохи научного Просвещения, а также технологических достижений, связанных с промышленной революцией.

Деталь картины Эксперимент с птицей в воздушном насосе, Джозеф Райт
Деталь картины Эксперимент с птицей в воздушном насосе, Джозеф Райт

Здесь художник представляет нам интимный случай научного зрелища - и при этом позволяет нам заглянуть в историю науки, в которой странствующие лекторы ставили "эксперимент с животным в воздушном насосе" в качестве кульминации своих публичных демонстраций.

Группа персонажей, представленных на картине, служит моделью для нашей собственной реакции на этот драматический эксперимент.

Наиболее очевидными являются две молодые девушки, сидящие прямо справа от ученого (как мы на него смотрим). Сестры прижимаются друг к другу для уверенности. Старшая из двух девочек закрывает глаза: она не может смотреть, в своей зрелости она прекрасно понимает, что сейчас произойдет. Младшая сестра, в своей наивности смотрит на происходящее с настороженным восхищением.

Вместе две сестры дестабилизируют достоинства эксперимента; они говорят нам, что жертвоприношение птицы - это проблематичный компромисс. Действительно, в реальных воплощениях того эксперимента животное часто заменялось небольшим надувным пузырем, как сообщает шотландский астроном Джеймс Фергюсон, который предложил, что использование живого существа " шокирует каждого зрителя, обладающего хотя бы малой степенью человечности".

Деталь картины Эксперимент с птицей в воздушном насосе, Джозеф Райт
Деталь картины Эксперимент с птицей в воздушном насосе, Джозеф Райт

В своей картине Джозеф Райт скрупулезно раскрыл эту дилемму. Рядом с сестрами, в правой нижней части картины, сидит мужчина зрелых лет, задумчиво опираясь подбородком на конец трости.

Он - альтернативная модель для нашей реакции: размышляющий, непредвзятый, но еще не убежденный, с ощутимым скептицизмом не столько тревожащийся за птицу, сколько обеспокоенный более широкими последствиями - наукой и ролью человека в надругательстве над природой.

Деталь картины Эксперимент с птицей в воздушном насосе, Джозеф Райт
Деталь картины Эксперимент с птицей в воздушном насосе, Джозеф Райт

Напротив него, на левой стороне стола, сидит его противовес: мужчина средних лет с приподнятым подбородком и достойно поднятым локтем. В руке он сжимает часы, говоря нам о том, что его интерес к научному эксперименту не просто поверхностный. Этот человек - адепт: энтузиаст того, чего может достичь человечество в эту новую эпоху познания.

Стоит отметить, что художник мало что делает, чтобы разрушить вековые стереотипы мужчин и женщин на этой картине, стереотипы, которые 250 лет спустя мы все еще можем распознать. Все интеллектуально активные участники - мужчины, в то время как женщины занимают позиции, которые мы могли бы охарактеризовать как эмоциональные.

Однако художник блестяще справляется со своей задачей, представляя актерский состав, театр узнаваемых игроков, которые своими различными реакциями дают нам возможность понять глубоко амбивалентную атмосферу в комнате.

Для Джозефа Райта это интересная позиция, поскольку он сам был человеком, вхожим в социальные круги научных мыслителей того времени, и его сюжеты были рассчитаны на богатых интеллектуалов, составлявших эти круги.

Деталь картины Эксперимент с птицей в воздушном насосе, Джозеф Райт
Деталь картины Эксперимент с птицей в воздушном насосе, Джозеф Райт

Признание этого можно найти в символе луны, светящей в окно, что является ссылкой на Лунное общество, группу интеллектуалов и натурфилософов, которые встречались в британском Мидленде в течение почти 50 лет в конце XVIII века. Они получили свое название от того, что часто встречались по случаю полнолуния, используя дополнительный свет на ночном небе в отсутствие уличного освещения.

У луны есть и второй смысл: как мотив романтической чувствительности человеческого интеллекта, той части общества, которая реагирует на тайны природы и славу возвышенного. Показательно, что луна закрыта со всех сторон надвигающейся тучей. Под окном стоит мальчик. Похоже, он закрывает палкой дверцу птичьей клетки, из которой только что принесли какаду.

Эксперимент с птицей в воздушном насосе, Джозеф Райт
Эксперимент с птицей в воздушном насосе, Джозеф Райт

Через сочетание этих знаков художник представляет осязаемую проблему, и именно в этом, на мой взгляд, заключается привлекательность этой картины. Использование Райтом экстремального кьяроскуро - сильного противопоставления света и тени - создает интенсивную сферу активности в центре картины. Мы можем представить себе мерцание свечей, подчеркивающее двусмысленный характер сцены, когда серый какаду в панике трепещет, в то время как воздух медленно высасывается из его сосуда.

Наконец, я хотел бы обратить ваше внимание на двух персонажей в левой части картины. Их интимный взгляд предлагает новую сложность, поскольку в то время как все остальные увлечены экспериментом, их внимание захвачено исключительно друг другом.

Деталь картины Эксперимент с птицей в воздушном насосе, Джозеф Райт
Деталь картины Эксперимент с птицей в воздушном насосе, Джозеф Райт

Но какова цель изображения этих двух влюбленных? Я думаю, что они здесь для того, чтобы придать картине этикет, оттенок чего-то надежного и обыденного, вековой тайны любви и ухаживания.

Как своего рода эпилог к театру, который разворачивается на этом замечательном изображении, двое влюбленных дают уверенность в том, что наука и связанные с ней церемонии не вытеснят более фундаментальные манеры вежливого общества.

***

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь и ставьте лайк. Поддержите канал, используя форму ниже:

#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство