Найти тему

Грибное лукошко

Выращивание вёшенок и их реализация с целью прибыли

Ф.И.О. автора проекта: Дьячихина Валерия Васильевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Усть – Бузулукская средняя школа Алексеевского муниципального района Волгоградской области

Арт трек "Арт-директор"

Резюме проекта

Настало время, чтобы открывать собственный бизнес, ведь в период кризиса лучше всего полагаться исключительно на собственные силы. Также, нет необходимости переживать, что вас сократят или уволят с работы.

Целью настоящего проекта является выращивание вёшенок и их реализация. Предлагаемый мною продукт будет выращен экологически чистым и высокопродуктивным методом.

Общая стоимость проекта составляет 65800 рублей, из них:

- субсидия (финансовая помощь), предоставляемая центром занятости населения- 58800 рублей;

- личные средства- 7000 рублей.

Выращивание вёшенки- безотходное производство. Отработанные мешки с грибницей раскупает население для корма домашних животных и для удобрения огорода (например, повышает урожай огурцов на 50%). (Рисунок 1- Безотходное производство)

Рисунок 1-Безотходное производство

Определённые традиции употребления грибов, а это уже делает грибы традиционным продуктом и как следствие сама идея малого бизнеса не несёт риски, связанные с продвижением новых идей, что немаловажно при бизнесе с нуля. Просто, ради сравнения, можно вспомнить то же мясо виноградных улиток, которое относится к нетрадиционным продуктам питания и, как следствие, требует дополнительных вложений в продвижение. С другой стороны, именно выращивание вёшенок по своей технологии и необходимому уровню вложений, а что ещё важно, своей цикличности (то есть циклам производства)- один из наиболее простых и рентабельных видов выращивания сельскохозяйственной продукции.

Гриб вёшенка- настоящая кладовая полезных веществ. Плодовые тела вёшенки содержат белки, аминокислоты, жиры, пантогеновую кислоту, минеральные вещества, углеводы, витамины группы: В, В1, РР, С, Д, Е.(Рисунок 2- Кладовая витаминов)

Рисунок 2- Кладовая витаминов

В настоящее время крупные предприятия по производству этой грибной продукции созданы в Италии, Франции, Испании, Швейцарии, Китае и других странах.

Выращивание грибов - самый доходный, самый высокорентабельный сельскохозяйственный бизнес. Для выращивания вёшенок не требуется большой стартовый капитал, дорогостоящее оборудование, специальные помещения, штат сотрудников. Всего два человека могут выращивать около 500 кг. грибов в месяц.

Итак, займёмся открытием грибной фермы. Хотя в лесу немало грибов, всё же бояться не следует ничего, так как не все рискуют и едят эти грибы, а в лесу существует короткий сезон грибов, так что, покупатели в любом случае у вас будут. Как известно, официально нам разрешается выращивать вёшенку и шампиньоны.

Мы будем выращивать вёшенки, так как по словам экспертов, рынок этого вида грибов занят всего на 15%. Также, вёшенки, в отличие от шампиньонов, дают урожай круглый год и бизнес у нас не будет сезонным. (Рисунок 3- Выращивание)

Рисунок 3-Выращивание

Как и в прочих видах предпринимательской деятельности, высокий уровень рентабельности возможен, но требует должного подхода к делу. Среди выращиваемых в частном секторе грибов вёшенки являются самыми прибыльными. Эти грибы, как мы отмечали ранее, пользуются большим спросом, они не требовательны к условиям выращивания, уход за ними предельно прост. Посадочный материал даёт урожай через 40-50 дней. В течение недели на уход за грибами тратится обычно несколько часов, данного времени вполне достаточно для рентабельного выращивания грибов.

Анализ положения дел в отрасли

В России грибы очень популярны, моно сказать, что они являются традиционным русским продуктом. Раньше в пищу в основном употреблялись лесные грибы, однако, в последние годы неуклонно растёт потребление культивируемых грибов. Это связано со следующими факторами. Во-первых, грибы, по своей природе являются осмотрофами, то есть вещества, необходимые им для жизни, поглощают из земли и воздуха. Из-за ухудшения экологической обстановки и всё большего загрязнения окружающей среды дикорастущие грибы становятся опасны для жизни и здоровья человека, так как во множестве накапливают соли тяжёлых металлов, радионуклиды и прочие вредные химические вещества. Это уже сегодня стало следствием множества отравлений. Во-вторых, это связано с развитием отрасли грибоводства. В последние несколько лет в России всё чаще занимпются выращиванием грибов. И уже сейчас производители могут предложить потребителям довольно богатый ассортимент продукции. (Рисунок 4- Готовая продукция)

Рисунок 4-Готовая продукция

И хотя по-прежнему основную долю в потреблении занимают дикорастущие грибы, объёмы потребления культивируемых грибов уже достигли 50-60 тыс. тонн в год. По прогнозам специалистов эта цифра будет в ближайшие годы только расти.

Вёшенки богаты белками и витаминами, а также понижают уровень холестерина в крови. Вёшенки имеют очень хорошие перспективы развития. Технология производства вёшенок гораздо проще, и себестоимость конечного продукта ниже. Сейчас развитию мешает низкая информированность населения о том, что это за гриб, и проведение активной рекламной компании может помочь решить эту проблему. Популярность вёшенок будут расти более высокими темпами.

Климатические факторы повлияли на удорожание большинства видов свежих и сушёных грибов минимум на 30%. Одна из главных причин роста импорта даров природы - дефицит хранилищ и отсталые технологии хранения. Только в сфере хранения потери достигают 20-40% урожая. Также, неразвитость современного тепличного хозяйства: в России за 5 последних лет создано только 180га. теплиц, отвечающих современными требованиями. (Рисунок 5- Теплица)

Рисунок 5-Теплица

Перспективы роста грибной отрасли в России довольны большие, особенно это касается рынка культивируемых грибов. Рынок ещё далёк от насыщения. По прогнозам экспертов его рост в ближайшие годы составит не менее 15-20% в год.

Спрос растёт гораздо более быстрыми темпами, чем предложение. Во-первых, этому способствует пропаганда здорового образа жизни, а во-вторых, увеличение доходов населения. Структура потребления грибов меняется в сторону увеличения доли свежих грибов. Культивируемые грибы являются экологически чистым продуктом, они не содержат красителей и консервантов. Таким образом, именно рынок свежих культивируемых грибов имеет самый значительный потенциал роста. По оценкам экспертов его потенциальная ёмкость составляет как минимум 500 тыс. тонн.

В технологическом процессе для выращивания культивируемых грибов требуется солома зерновых, соевых культур, жмых подсолнечника (рисунок 6- Заготовка субстрата)

Рисунок 6- Заготовка субстрата

В настоящее время заготовка и реализация соломы зерновых и соевых культур практически не производятся из-за отсутствия спроса. Применение соломы в области грибных производств создаст спрос на эту продукцию, что позволит растениеводам извлекать дополнительную прибыль.

Помимо этого, наличие грибоводческих хозяйств будет стимулировать развитие малых форм хозяйствования на селе.

Ключевое развитие в рамках программы получат два направления грибоводства:

ПЕРВОЕ: выращивание культивируемых грибов на покупном субстрате путём организации небольшой собственной круглогодичной грибоводческой фермы.

Для реализации этого направления потребуются утеплённое помещение и минимальный комплект технологического оборудования. Такое хозяйство может работать круглогодично. Финансовую поддержку развитию грибоводческих мини-ферм может оказать фонд поддержки предпринимательства Волгоградской области в части предоставления субсидий.

ВТОРОЕ: сезонное выращивание культивируемых грибов на отработанном субстрате.

Для реализации второго направления достаточно любое крытое помещение. Ферма будет работать при температурах от 6 до 24 градусов. Минимальное вложение денежных ресурсов и короткий производственный цикл, который, как и в птицеводстве, составляет около двух месяцев, независимость от погодных условий делают данное направление деятельности крайне привлекательным.

Производственный план

В нашем районе действует программа поддержки предпринимателей, которым выделяются безвозмездные средства для приобретения оборудования и сырья.

Для организации данного бизнеса предприниматель прошёл обучение на курсах «Основы промышленного выращивания грибов», имеет соответствующий сертификат и опробовал технологию выращивания грибов на двухнедельных курсах «Основы предпринимательской деятельности». Помещением для работы будет небольшой подвал. Для этого необходимо помещение, где можно разместить 50 блоков (15-20 квадратных метров). Помещение для выращивания грибов желательно оборудовать системами отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, также тепло- и влагоизоляция. Затраты на их устройство зависят от параметров помещения, выбранного для разведения грибов, точности соблюдения оптимальных (допустимых) параметров. (Рисунок 7-Подвал).

Рисунок 7-Подвал

Для работы необходимо приобрести 50 литров мицелия. Естественно, всех материалов мы не найдём в деревне, а значит необходимо учесть и:

1. Транспортные расходы, которые обойдутся нам примерно в 4000 т. руб.

2. Ремонт помещения 14500 т. руб.

3. Обогреватель (для начала б/у) 4000 т. руб.

4. Сырьё 3000 т. руб.

5. Пластиковые ящики 2000 т. руб.

6. Мешки полиэтиленовые 8000 т. руб.

7. Реклама 2000 т. руб.

8. Непредвиденные расходы 5000 т. руб.

Итого, около 40500 т. руб.

Теперь рассмотрим ежемесячные расходы:

Транспортные расходы (для развозки товара по точкам) 4000 т. руб.

Коммунальные услуги 3000 т. руб.

Закупка сырья 2000 т. руб.

Итого, в месяц мы будем тратить примерно 9000 т. руб.

Ежемесячный доход:

С одного блока мы планируем получать около 3 килограммов грибов (с первой волны). То есть, в месяц с одного блока у нас будет выходить около 4,5 килограммовгрибов. Продавать мы будем их примерно по 174 рубля за килограмм.

Производим расчеты: 4,5 килограммвёшенок*174 рубля = 783 рубля за 1 блок. У нас 50 блоков, а значит: 783*50 = 39150 т. руб.

Теперь, вычитаем ежемесячные расходы от ежемесячных доходов:

39150-9000 = 30150 т. руб.

Затем, вычисляем, через какое время мы вернем вложенные средства:

40500:39150 = 1,1 мес.

То есть, мы видим, что возвратить средства можно за довольно короткий срок.

Поставщиками сырья мицелия для выращивания грибов могут быть интернет-магазины, которые высылают мицелии по почте. (Рисунок 8 – Мицелии)

Рисунок 8 - Мицелии

Интенсивный метод выращивания вёшенок был разработан венгерскими учёными и усовершенствован российскими исследователями. Данным способом вёшенки выращивают на определённом субстрате в закрытом помещении и в регулируемых условиях. Цикл развития гриба при таком выращивании проходит за 2-2,5 месяца. В течение года можно осуществить до 5 циклов.

Преимущество интенсивного способа заключается в том, что он позволяет выращивать вёшенки круглый год и получать высокий и стабильный урожай грибов, а также использовать разнообразные растительные отходы.

В качестве субстрата используют солому злаковых (ржи, ячменя, овса, проса), рисовую солому, стебли, мякину, стержни и початки кукурузы. Кроме этого, используют отходы лесной и деревоперерабатывающей промышленности (древесные опилки, кору и стружки древесины лесных пород). Часто в качестве субстрата применяют смеси различных материалов (например, опилки лиственных пород, сечку соломы). Для повышения урожая грибов к основным компонентам добавляют легкоусваиваемые мицелием гриба вещества, богатые азотом. В соломенные субстраты можно добавлять мочевину, суперфосфат, молотый известняк. (Рисунок 9- Удобрение)

Рисунок 9- Удобрение

Отработанный субстрат можно использовать в качестве добавок для скота и как удобрение под овощные культуры на приусадебном участке.

Таким образом, успешность данного проекта напрямую не зависит от экологических факторов внешней среды и не оказывает какого-либо влияния на изменения окружающей среды. Проект по созданию грибной фермы для выращивания грибов является экологически безопасным. (Рисунок 10- Экология)

Рисунок 10- Экология

План маркетинга

Количество российских производителей грибов невелико, можно сказать, что эта отрасль только-только начала развиваться. Большая часть российского производства располагается в Подмосковье и в Поволжье.

Доля импорта на российском рынке грибов всегда была довольно велика. Российские производители пока не готовы удовлетворить быстрорастущий спрос на грибы, поэтому с этой задачей справляются польские, китайские и прибалтийские компании.

По данным российской Ассоциации садоводов-питомниководов, доля импортных ягод и дикоросов, в том числе грибов, на отечественном рынке превысила 30% ввиду неблагоприятных климатических условий и в связи со вступлением России в ВТО. Кроме того, Россия, занимая одно из первых мест в мире по производству и экспорту грибов, продолжает ввозить переработанные грибы (сушёные, вяленые, консервированные и т.п.). Причём, доля российского сырья в этом импорте – не ниже 60%.

С 2011 года растёт ввоз ягод и грибной продукции из стран СНГ, что связано в числе других факторов с формированием зоны свободной торговли 9 стран Содружества, включая Россию, а также с высокими закупочными и заготовительными ценами на дикоросы в Беларуси, в странах Балтии и в ряде регионов Украины, что стимулирует производство и экспорт этой продукции.

Зарождающемуся агробизнесу необходима государственная поддержка. Поддержка и развитие сельского хозяйства является одним из приоритетных направлений государственной политики в стране. Предприятиями сельского хозяйства оказывается поддержка в виде субсидирования части затрат на создание и развитие бизнеса. Таким образом, потенциал рынка, предпочтения потенциальных потребителей в совокупности с комплексом мер по поддержке предприятий сельского хозяйства и дальше будут только способствовать росту рынка производства грибов. (Рисунок 11- Субсидии)

Рисунок 11-Субсидии

В области есть все условия для развития данного направления сельского хозяйства. Развитие грибоводства неизбежно повлечёт развитие смежных производств, например, транспортных перевозок соломы, субстрата, грибов. Кроме этого, следствием развития данного направления производства станет развитие перерабатывающих производств, в том числе расширение ассортимента выпускаемой продукции на действующих предприятиях, производство биогумуса (обработанный субстрат является идеальным сырьём для производства) и т.п.

Реализация программных мероприятий приведёт к созданию сельскохозяйственных производств в невостребованных на текущий момент зданиях, строениях и сооружениях сельскохозяйственного назначения, созданию новых рабочих мест в сельской местности, увеличению числа субъектов малого бизнеса, расположенных в сельской местности, коммерциализации отходов растениеводства, увеличению объёмов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции для удовлетворения потребностей населения, что является составной частью приоритетных целей развития агропромышленного комплекса. (Рисунок 12- Рабочие места)

Рисунок 12- Рабочие места

Организационный план

Для начала нам необходимо получить как можно больше информации о выращивании вёшенок. Для этого мы используем Интернет. Очень важно использовать правильные источники информации, так как большинство источников дают ложную информацию. Чтобы не ошибиться, лучше всего найти в интернете союз профессиональных грибоводов и задать им интересующие вопросы.

К сожалению, выращивать грибы не учат и не учили ни в одном отечественном вузе, и хороших специалистов приходится долго искать. С более подробной технологией выращивания вёшенок можно познакомиться на специальных курсах и тематических семинарах которые проводят межрегиональное Ассоциация грибоводов, а так же из многочисленной литературы.(Рисунок 13- Обучение)

Рисунок 13- Обучение

Необходимое количество обслуживающего персонала зависит в первую очередь от масштабов производства. Так, например, для выращивания в день 50-100кг грибов вполне хватит двух человек.

Цель разработки бизнес – плана – планирование хозяйственной деятельности организации на ближайшее время в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов (инвестиций).

Бизнес – план помогает решить следующие основные задачи:

- определить конкретные направления деятельности организации, место предприятия на рынке;

- сформировать долговременные и краткосрочные цели предприятия, стратегию и тактику их достижения;

- выбрать состав и определить показатели товаров, которые будут предлагаться потребителям;

- оценить соответствие кадров предприятия и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

- определить состав маркетинговых мероприятий по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т. д.;

- оценить материальное и финансовое положение организации и соответствие ресурсов и кадров достижению поставленных целей;

- предвидеть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес – плана.

Эти цели возможно решить благодаря грамотной организации и умелому управлению предприятием.

В качестве дополнения к бизнес – проекту прилагается его презентация в электронном варианте.