Сегодня речь пойдет о двух внесенных в Госдуму законопроектах, определяющих порядок обращения в РФ с активами ряда иностранных компаний после 24 февраля 2022. Ни один законопроект в настоящее время не принят, но оба активно обсуждаются в Сети. Остановимся подробнее на каждом.Фаворитом всех новостных лент за последние полтора месяца, пожалуй, является проект ФЗ «О внешней администрации по управлению организацией» или, как его ёмко охарактеризовали комментаторы, - закон о национализации. До внесения в Госдуму текст Законопроекта подвергся существенным изменениям по отношению к первоначальной редакции. И сразу хочу отметить, что в целом, можно сделать вывод о том, что в текущей редакции он не преследует цель присвоить активы зарубежных компаний, его цель – сохранить предприятие.
Итак, в текущей редакции текст Законопроекта допускает введение внешней администрации при соответствии компании следующим критериям:
- Не менее 25% компании находится под управлением лица из списка недружественных государств (за исключением компаний с бенефициарными владельцами или контролирующими лицами из России);
- Организация имеет существенное значение для стабильности, экономики, оборота в РФ.
Возникает резонный вопрос: «Какие организации признаются существенно значимыми?» Это, во-первых, производители (переработчики) или продавцы социально значимых продовольственных товаров/товаров первой необходимости либо в отношении которых установлено гос. регулирование цен. В-вторых, монополисты или организации с доминирующим положением на конкретном рынке товаров (работ, услуг). В-третьих, единственные производители/поставщики определенных видов продукции (например, лекарств) или товаров, не имеющих аналогов в РФ. В-четвертых, градообразующие предприятия, т.е. на которых осуществляют деятельность не менее 25% работающих жителей конкретного населенного пункта. В-пятых, существенным будет признано прекращение деятельности/нарушение функционирования организации, которое может повлечь техногенные/экологические катастрофы, гибель людей и т.д. В-шестых, прекращение деятельности/нарушение функционирования организации, способное повлечь дестабилизацию, необоснованное увеличение цен на товары (работы, услуги), производимые данной или иными организациями. В-седьмых, если организация является звеном в цепочке значимых производств, и прекращение (нарушение функционирования) ее деятельности может привести к прекращению деятельности/функционированию иных организаций. Однако процедура может быть введена по решению межведомственной комиссии при Минэкономразвития и при отсутствии таких критериев.
Законопроект устанавливает несколько оснований для назначения внешней администрации. Первое основание – органы управления организацией прекратили исполнять свои обязанности. Затем идет полное (значительное) прекращение (приостановка) деятельности организации. Перебои (их угроза) снабжения потребителей и нарушение критически значимых цепочек поставок товаров (работ, услуг). Необходимость привлечения бюджетных средств для бесперебойного снабжения потребителей/переориентации зависимых (значимых) производств. Увеличение затрат потребителей. Угроза возникновения рисков для зависимых (значимых) производств и существенного сокращения рабочих мест. Совершение действий (бездействий), которые повлекут техногенные, экологические катастрофы или гибель людей. Функции по определению компаний, подпадающих под введение внешней администрации, возлагаются на ФНС России совместно с главой субъекта, в котором зарегистрирована компания. Соответствующие предложения вносятся на рассмотрение Межведомственной комиссии. По итогам решения Комиссии ФНС подаёт заявление в Арбитражный суд г. Москвы о введении в отношении конкретной компании внешней администрации. Одновременно с заявлением о введении внешней администрации, ФНС может заявить ходатайство о наложении обеспечительных мер. Полномочия внешней администрации могут быть возложены на ГК ВЭБ или, по решению Межведомственной комиссии и согласованию с главой субъекта, на иную структуру. Законопроект предусматривает возможность, как отказа во введении внешней администрации, так и досрочное прекращение ее полномочий. Отказ последует, если собственники более 50% акций (долей) подали ходатайства о возобновлении (продолжении) деятельности компании или отчуждении/передаче в доверительное управление акций (долей) в 3-х месячный срок. Также решение суда о введении внешней администрации может быть обжаловано в апелляционном порядке. Досрочное прекращение полномочий внешней администрации происходит на основании решения межведомственной комиссии при Минэкономразвития, если поступило обращение от участников организации с долей более 50% с заявлением об устранении оснований для назначения внешней администрации либо о планируемой продаже акций (долей) в течение 3 месяцев или передаче их в доверительно управление или при переходе к ликвидации или банкротству организации.
Законопроект предусматривает 2 способа работы внешней администрации. Способ первый: акции (доли) в компании передаются внешней администрации в доверительное управление, при этом: а) компания ведет обычную деятельность, но все крупные сделки одобряются Межведомственной комиссией; б) внешняя администрация обязана действовать в интересах владельцев акций или долей; в) доход от доверительного управления подлежит перечислению владельцам акций. Процедура длится 18 месяцев. Первый способ может перейти во второй способ с продлением еще на 18 месяцев. Такой переход осуществляется на основании решения суда и может быть обжалован собственником или бывшим руководителем организации. Суть второго способа сводится к следующему: внешняя администрация исполняет обязанности генерального директора, при этом приостанавливаются полномочия иных органов управления, прекращают действие все доверенности, выданные предыдущим руководством, приостанавливаются обязанности по подаче заявлений о признании банкротом, прекращается действие решений о ликвидации, выплате дивидендов, об изменении устава, внешняя администрация принимает меры для возобновления деятельности организации и сохранности имущества, все крупные сделки одобряются Межведомственной комиссией и т.д.
Если на протяжении всей деятельности внешней администрации собственники не предприняли мер к возврату компании, Комиссия принимает решение о замещении активов компании и продаже акций. Не вдаваясь в тонкости, сама процедура представляет собой разделение организации на две: на базе активов организации создается новое общество. Старое ликвидируется или банкротится, а новое – продается с торгов. При этом акционеры первоначальной организации не имеют права участвовать в торгах. Законопроект также содержит довольно подробное описание процедуры торгов. Если вы помните, в начале своего повествования я сразу поделилась своим выводом о цели этого законопроекта – он действительно направлен на сохранение предприятия.
А теперь короткая ремарка о втором, не менее обсуждаемом законопроекте «О внесении изменений в статью 235 части первой ГК РФ и регулировании отдельных правоотношений по принудительному изъятию имущества», регистрационный номер №103072-8 внесен в Госдуму 11.04.2022, - инициативе Республики Крым. Этот законопроект не такой объемный и детальный как проект о внешней администрации. Суть этих поправок заключается в представлении возможности субъектам РФ изъять имущество иностранных государств/физлиц и организаций, связанных с «недружественными» странами. При этом изъятие будет проходить без компенсации стоимости таких объектов.
Таким образом, сегодня в Госдуму поступают разные законопроекты и высказываются, порой противоположные мнения. Повторюсь, что ни один из рассмотренных законопроектов в настоящее время не принят. Будет ли какой-то из них принят в будущем и в какой редакции – покажет время. В любом случае, как сказал древнеримский историк Тит Ливий: «Нет такого закона, который бы удовлетворял всех». На этом у меня всё. Мы будем пристально следить за развитием событий и держать вас в курсе актуальных изменений. Поэтому подписывайтесь на наш канал, включайте уведомления и самыми первыми узнавайте обо всех изменениях в сфере законодательства.
Автор статьи – Юлия Перышкина, старший юрист I категории отдела налоговой практики юридического департамента АКГ «Созидание и Развитие»