Доброго дня, уважаемые читатели! Примите мои поздравления с Днем Великой Победы! Сегодня этот праздник, главный в году для россиян, обрел особую актуальность. Оказалось, вдруг, что в 1945 г. фашизм не был побежден окончательно и сумел реинкарнироваться. И вот теперь правнуки победителей вновь вступили в схватку с коричневой чумой на Украине. И опять идут в бой, не жалея собственной жизни. За Родину – великую Россию! Так давайте пожелаем им Победы и скорейшего возвращения домой. И попросим Господа, чтоб вернулись все…
Ну а теперь перейдем к теме сегодняшней публикации. На этот раз предлагаю поговорить об Индии. Самой населенной стране мира, с которой Россию связывают десятилетия дружественных отношений. Основанных на взаимном уважении и обоюдовыгодном сотрудничестве во многих сферах. Однако, в последнее время наши западные «оппоненты» активно пытаются вбить клин между Дели и Москвой. Давайте посмотрим, насколько успешно у них идут дела?
Запад опять просчитался?
Начиная экономическую осаду России, Вашингтон и Брюссель наверняка рассчитывали на то, что азиатские экономические гиганты займут в противостоянии прозападную позицию. Однако, чрезмерная самонадеянность в очередной раз подвела США. Индия и Китай с пониманием отнеслись к действиям РФ, направленным на обеспечение собственной безопасности. При этом, Пекин скорее симпатизирует Москве, а Дели подчеркнуто соблюдает нейтралитет.
Смириться с подобной ситуацией на Западе, конечно, не могли. По той простой причине, что эффект от антироссийских санкций сводится к минимуму, если их не поддерживают страны, производящие более 22% мирового ВВП по паритету покупательной способности. По старой «демократической» привычке трансатлантические союзники взялись за кнут и пряник, желая склонить диссидентов на свою сторону.
Отметим сразу, что Пекин западники решили принудить к «сотрудничеству» запугиваниями. На чем и обожглись. Китай лишь стал более жестким в риторике и продемонстрировал готовность отстаивать свою позицию. С Индией поступили иначе. Ее стали уговаривать, суля невиданные ранее блага. И полетели в Дели высокопоставленные эмиссары со всех концов «цивилизованного» мира.
Западный десант на берега Ганга
Сначала в середине апреля страну посетили Энтони Блинкен и Ллойд Остин. В Дели они встретились с индийскими визави Субраманьямом Джайшанкаром и Раджнатхом Сингхом. Американский госсекретарь и Министр обороны всячески пытались намекать на нежелательность продолжения импорта российских углеводородов. Но добиться им удалось лишь подписания договора о намерениях по поводу обмена данными в области космической обороны и взаимодействия в сфере обеспечения кибербезопасности.
Спустя 10 дней знакомым маршрутом проследовал Борис Джонсон, попытавшийся добиться большего, чем до него Лиз Трасс. Дело в том, что эта удивительная дама в очередной раз подтвердив свою полную некомпетентность и профнепригодность, вернулась восвояси буквально ни с чем. Поэтому британский Премьер очень старался. И даже называл Индию «крупнейшей демократией мира».
Однако, и ему не удалось добиться главного. Моди ни на шаг не отошел от нейтральной позиции. Джонсону пришлось даже в очередной раз солгать журналистам, чтоб сохранить лицо. Ведь, по словам гостя с Альбиона – «Индийцы хотят мира. И они хотят, чтобы русские ушли. И я с этим полностью согласен». Все бы хорошо! Только Премьер Индии в действительности произнес лишь первую треть фразы. Остальное британский политик добавил исключительно от себя.
А что ему оставалось делать? Ведь даже промежуточной цели добиться не удалось. Индия, как известно, является одним из основных азиатских покупателей вооружений made in Russia. Джонсон намеревался переориентировать бывшую колонию на продукцию британского ВПК. Предложив потенциальным партнерам немыслимое – генеральную экспортную лицензию на оружейные поставки и совместный проект по разработке истребителя нового поколения. Подписание соответствующих соглашений запланировано на осень. Но, до того времени многое может измениться.
На этом западные «свадебные танцы» вокруг Индии не закончились. В первую майскую неделю Нарендру Моди с невероятной теплотой принимали сначала в Берлине, а потом в Париже. Как ни странно, Шольц действовал более изощренно. Немецкий канцлер не принуждал индийского коллегу к антироссийским высказываниям. Напротив, он пригласил Индию на баварский саммит G7, который состоится в конце июня. Так же, стороны подписали почти полтора десятка предварительных соглашений о сотрудничестве по «зеленой» повестке.
Зато от Макрона индийский премьер не получил ничего, кроме дружеских объятий при встрече. При этом француз, поднаторевший в области PR, умудрился выжать из пустого рандеву все возможное. По окончании визита из Елисейского дворца последовала реляция, согласно которой встречающиеся стороны достигли «широкого понимания позиций друг друга». Что, по мнению главы Франции, должно означать поддержку позиции Запада по украинскому вопросу. Однако, на поверку оказалось, что Моди не поставил подпись под той частью совместного заявления, где РФ обвинялась в «незаконной и неспровоцированной агрессии против Украины».
Лавирование высшего уровня
Стоит отметить, что перед массированной дипломатической атакой Индия не дрогнула. Дели продолжает стоять на своем и сохранять нейтральную позицию. Западных посланников здесь принимают и выслушивают благожелательно, но и с Россией отношений портить не собираются. Наоборот, пользуясь выгодой сложившейся конъюнктуры, индусы наращивают закупки наших углеводородов.
Для иллюстрации приведем лишь один факт. Согласно официальным статистическим данным, в прошлом году Индия импортировала из РФ 16 млн. баррелей нефти, а по состоянию на конец апреля 2022 г. уже 13 млн. баррелей. Конечно, наши углеводороды поставляются в азиатскую страну с солидным дисконтом, достигающим 20%. Но это вполне оправдано. Во-первых, заход на новые рынки всегда сопряжен с действиями по повышению привлекательности цены. Во-вторых, помнится, даже при стоимости в $35 за баррель наши нефтяники не уходят за грань рентабельности. А сейчас о такой цене речь и близко не идет.
И еще. В российской прессе частенько выходят статьи с алармистскими заголовками. Мол, все пропало, Индия отказывается покупать нашу нефть! К подобной информации нужно относиться взвешено. Местные НПЗ ориентированы на определенные сорта черного золота, среди которых Urals в чистом виде нет. Ее приобретают, когда делают смеси из тяжелой и легкой малосернистой нефти. Поэтому, если перерабатывающий завод в прошлом месяце покупал наши углеводороды, а на следующий их не законтрактовал, ничего страшного не произошло. Купит еще, когда завершит переработку имеющегося сырья.
В этом смысле показательна реакция индийских высокопоставленных чиновников на призывы европейцев отказаться от российской нефти. Тот же глава МИД страны Джайшанкар отметил недавно, что «у нас имеется приличное понимание того, что отвечает интересам Индии, как их защищать и продвигать». А коллегам из ЕС посоветовал сначала самим объявить эмбарго на поставки углеводородов и РФ, а уже потом призывать к подобным шагам других.
Между тем, крупнейшие индийские корпорации высказывают горячую заинтересованность в освоении российского рынка. Конечно, они будут лавировать, пытаясь не попасть под американские санкции, но выход обязательно найдут. Это будет делать тем легче, чем чаще взаиморасчеты будут производиться в национальных валютах. И значительный прогресс в этом направлении уже достигнут.
Расчет, баланс и метафизика
Так на чью же сторону встанет Индия в возникшем экзистенциальном противоречии Россия-Запад? Однозначно на вопрос ответить трудно. Скорее всего, страна сохранит нейтральную позицию. Тем более, что заставить сейчас Дели сделать что-то, не соответствующее национальным интересам, просто невозможно. Азиатский гигант будет стараться расширять торговое сотрудничество с США и Европой, с удовольствием примет участие в реализации совместных проектов с приоритетным западным финансированием, разработках новых технологий. Однако, присоединения к антироссийским санкциям от Дели не стоит ждать.
Индусы очень заинтересованы в поставках нашего каменного угля, нефти, газа. Для активно развивающейся промышленности страны энергоносители жизненно необходимы. И ни Вашингтон, ни Брюссель этого Дели дать не могут. При всем желании.
Кроме того, армия страны на 80% укомплектована продукцией российского ВПК. Да, за последние два десятка лет доля поставок из РФ в местном оружейном импорте снизилась до 50%. По причинам объективным. Во-первых, Индия, как и любое суверенное государство, стремится диверсифицировать поставки необходимых товаров. Во-вторых, Россия не только продает оружие, но и делится с постоянным торговым партнером некоторыми технологиями. Поэтому, часть вооружений потом производится уже на предприятиях индийского ВПК.
Есть и еще одна причина заинтересованности Дели в сохранении хороших отношений с Москвой. Страна окружена не слишком дружественными, мягко говоря, соседями. КНР и Пакистан отнюдь не питают любви к Индии, которая отвечает им взаимностью. Дружба с Россией выглядит в этом плане предпочтительнее, чем с США. По той причине, что Москва пытается решить возникающие проблемы сначала путем переговоров, а Вашингтон всегда надеется на силу. Только с современным Пекином бесполезно говорить размахивая кольтом. Между тем, по мнению азиатских экспертов, товарищ Си мнение Президента РФ весьма ценит.
И, конечно, нельзя не отметить традиционно теплого отношения народов Индии к РФ. Здесь хорошо помнят, какую поддержку оказал могучий СССР в свое время Дели. И до сих пор благодарны за эту помощь правопреемнице Советской державы. Традиции у индуистов такие. Добром на добро отвечать. И в этом глубинном, метафизическом смысле, как раз не с Западом, а с Россией Индии по пути.
Если вам понравилось прочитанное – смело ставьте лайк. Комментариям всегда рад. На вопросы обязательно отвечу. Новым и старым подписчикам особый респект.
#экономика #политика #индия #россия и сша #антироссийские санкции #антироссийская политика #международная торговля #россия и китай #нефть и газ #россия и европа