Найти тему
Иду и смотрю

Штурм Белого дома в 1993 году

В истории России во время президентства Ельцина были, так скажем, неоднозначные моменты. Мне было интересно, как об этом говорят в мемориальном Музее Б.Н.Ельцина.

Фото с сайта Pinterest.ru
Фото с сайта Pinterest.ru

Одно из таких событий, до сих пор не получивших однозначнjq оценки в обществе – противостояние с парламентом и расстрел Белого дома в октябре 1993 года. До сих пор одни рассматривают события 3-4 октября 1993 года как попытку конституционного переворота, другие — антиконституционного мятежа, третьи — как запал несостоявшейся гражданской войны.

К этому времени в стране сложилось двоевластие: старая советская система управления вступала в противоречие с попытками исполнительной власти идти по демократическому пути. Элементов демократии, которые в зрелых обществах формировались десятилетиями, в России еще не было, зато оставались имперские амбиции, привычка жить в «единой великой стране» и так далее. Тем более, что и экономика пока не демонстрировала явных преимуществ рыночной системы.

В условиях острой борьбы с парламентом 20 марта 1993 года Ельцин, как всегда, решил обратиться за поддержкой к народу и объявил о проведении референдума 25 апреля. В случае поддержки президента предполагалась приостановка деятельности Верховного Совета и Съезда народных депутатов. В ответ на это чрезвычайный IX Съезд предпринял попытку объявить импичмент президенту, голосование прошло 27-28 марта. Но за отстранение президента от должности из 1097 депутатов проголосовали 617 – при необходимом минимуме в 699 голосов. Импичмент проваливается.

На референдум были вынесены четыре вопроса: доверяете ли вы Борису Ельцину, поддерживаете ли экономические реформы, выступаете ли за выборы президента, поддерживаете ли перевыборы народных депутатов. Агитация проходила под лозунгом «да, да, нет, да», и граждане поддержали Ельцина и курс реформ.

Фото из экспозиции Музея Б.Н.Ельцина
Фото из экспозиции Музея Б.Н.Ельцина

На экскурсии в Музее Б.Н.Ельцина Дмитрий Пушмин, руководитель Архива Президентского центра, рассказывает: «События осени 1993 года стали итогом конфликта двух ветвей власти, президента и Верховного совета. Эти события можно рассматривать как решающую фазу большого революционного процесса начала 90-х. Сначала рушится монополия Коммунистической партии на власть, потом, как результат поражения правоконсервативного путча, распадается Советский Союз, а в 1993-м уходит в прошлое система советов. Так Россия превращается из советской в постсоветскую».

21 сентября 1993 года Борис Ельцин издал Указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ», который, по словам Дмитрия Пушмина, нарушал действующую Конституцию, по поводу чего вынес свое определение Конституционный суд, а противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти обострилось.

24 сентября состоялся X (внеочередной) Съезд народных депутатов, который поддержал это решение и оценил действия президента как государственный переворот. «В ночь на 22 сентября Верховный совет привел вице-президента Александра Руцкого к присяге в качестве и.о. президента РФ, – рассказал Дмитрий Пушмин. – Стороны вышли за пределы конституционного поля, началась фаза противостояния, которое быстро приняло характер вооруженного».

Ни та, ни другая сторона на компромиссы не идут. Ельцин и парламент по разные стороны баррикад. Первую кровь 3 октября проливают сторонники Верховного Совета. Прямо с балкона Руслан Хасбулатов и Александр Руцкой открыто призывают массы идти на штурм Кремля и остальных значимых объектов: «Молодежь, боеспособные мужчины! Вот здесь в левой части строиться! Формировать отряды, и надо сегодня штурмом взять мэрию и «Останкино», – призвал Руцкой.

Через несколько часов на Смоленской площади вооруженная чем попало толпа прорывает милицейский кордон и захватывает мэрию Москвы.

К тому времени с обеих сторон есть уже убитые и раненые. Страна на волоске от полномасштабной гражданской войны. Колонна грузовиков с вооруженными людьми едет захватывать телецентр «Останкино» - «штурмовать эфир» и всенародно объявить о свержении ельцинской власти. И их тогда некому было остановить. Лишь 3 октября в Останкино расположился отряд «Витязь» с задачей не допустить штурма здания, к которому на грузовиках прибыли люди с оружием и подручными средствами.

«Было принято решение о блокаде Белого дома, оцеплении из сотрудников внутренних войск, использовании армейских подразделений», – напомнил Дмитрий Пушмин. В здании также были отключены коммуникации. В Москву были вызваны части Таманской и Кантемировской дивизий, задействованы как армейские части, так и подразделения МВД.

4 октября 1993 года трагическими событиями на Красной Пресне в Москве завершился длившийся десять месяцев политический кризис. После провала штурма телецентра в Останкино отрядами под командованием генерала Альберта Макашова сторонники Бориса Ельцина поверили в победу.

«Штурм Белого дома начался в 7 часов утра, – продолжил Дмитрий Пушмин. – И вся страна увидела на телеэкранах страшное зрелище, как танки стреляют по зданию, огромный Белый Дом покрывается копотью, и из него вырываются языки пламени. Всего выпущено было 12 снарядов». По данным, озвученным Дмитрием Пушминым, 4 октября погибли 127 человек, всего же за дни противостояния трагически ушли из жизни 158 его участников и случайных свидетелей*.

Конечно, в короткой статье нет возможности изложить весь ход событий, да и однозначной интерпретации до сих пор нет. Я же, побывав на экскурсии Дмитрия Пушмина, убедилась, что в музее Первого президента России Б.Н.Ельцина не боятся говорить прямо и просто о сложных моментах.

Ну а мне, немосквичке, эти события запомнились как раз накалом страстей и эмоциональными выступлениями участников. Вот 2 из них, которые я нашла в изложении авторитетных изданий (сама, конечно же, дословно не помню).

Александр Руцкой по сотовому телефону журналиста в прямом эфире «Эхо Москвы»: «Если слышат меня летчики, поднимайте боевые машины! Эта банда засела в Кремле и в министерстве внутренних дел, и оттуда ведет управление. Я умоляю вас! Спасайте погибающих людей. Спасайте погибающую демократию».
Из обращений известных артистов, выступивших на стороне президента Ельцина. За столом в телестудии – Лия Ахеджакова, Михаил Жигалов, Сергей Жигунов, Никита Джигурда и певец Юрия Лоза. Самая эмоциональная их всех – Ахеджакова: «Родина в опасности, не спите! Нам грозят страшные вещи, опять придут коммунисты!».
Фото с сайта reuters.ru
Фото с сайта reuters.ru

Судьба тех, кто руководил событиями, известна: «23 февраля 1994 года новая Госдума объявляет акт амнистии, следствие приостанавливается, и амнистируются те, кто уже осуждены, – напоминает Дмитрий Пушмин. – Стоит отметить, президент Ельцин акту амнистии противился. Уголовное дело, связанное с событиями октября 1993-го, было свернуто и закрыто в сентябре 1995 года. В сентябре 2005-го истек архивный срок хранения дела, его дальнейшая судьба неизвестна».

*Погибло больше сотни человек, в том числе случайные зеваки. В память о тех трагических событиях в парке позади Белого дома теперь стоит мемориал с импровизированной баррикадой. Каждый год четвёртого числа сюда приходят участники тех событий.

Фото с сайта KP.RU
Фото с сайта KP.RU
Фото с сайта KP.RU
Фото с сайта KP.RU