9 мая день памяти святой праведной Глафиры Амасийской, девы
Реалии нашего времени, к сожалению, таковы, что многие прекрасные в изначальном смысле слова звучат сегодня с негативным оттенком. Это относится и к понятию девственности. В мире, где разрушаются нравственные ценности, насаждается секулярное мировоззрение, культивируется свобода как вседозволенность, – девственности стыдятся, она нередко становится признаком ущербности, жизненной неудачи.
Но если заглянуть в словарь, то можно увидеть, что «девство» [греч. παρθενία; лат. virginitas], – это состояние совершенства. Девственным был Рай, естеству человека девство даровано было свыше. По слову святителя Иоанна Златоуста, первые люди были «украшены девством» [1]. Святые отцы пишут о том, что сама Господняя заповедь плодитесь и размножайтесь (Быт. 1:28) могла бы исполниться иным образом, нежели через брачное соединение, – если бы человек не преступил другую заповедь…
***
Однако самое высокое нравственное достоинство имеет в христианстве девство не как природное, младенческое состояние, но как выбор свободной воли, как осознанное решение – то, что приобретается подвигом.
На такой выбор способны не все. Сам Господь говорит: Кто может вместить, да вместит (см. Мф. 19:11–12)
Подвижник, который несет подвиг девства, – это человек, живущий жизнью еще более полной, чем просто христианин. И самые яркие примеры таких подвигов мы находим, читая жития святых.
9 мая Русская Православная Церковь молитвенно вспоминает праведную Глафиру деву.
В 313–324 годах восточной частью Римской империи правил Валерий Лициниан Лициний. Император был женат на сестре Константина Великого Констанции.
Святая Глафира прислуживала императрице. Девушка избрала для себя целомудрие и сохранение чистоты для единственного Жениха Небесного.
Прекрасную девицу заметил Лициний, и его сердце было поражено греховной страстью.
Глафира решила рассказать об этом Констанции, а та, по воле Господа, оказалась милосердной к служанке. Она дала ей мужские одежды, деньги и отправила из города под охраной верных слуг.
Лицинию же доложили, что девица повредилась рассудком и находится при смерти.
Святая тем временем направилась в Армению. На ее пути был город Амасия, где праведная дева остановилась. Приют ей дал епископ Амасии, святитель Василий, который, не боясь преследований со стороны гонителей христиан, помогал гонимым и всегда был готов утешить и поддержать страждущих. В то время он строил в городе храм, и Глафира передала ему все деньги, которые получила от Констанции. Так как для окончания строительства этой суммы не хватило, девица отправила своей госпоже письмо с просьбой выслать дополнительные средства. Констанция помогла и на этот раз. Но про письмо узнал Лициний.
Император был в ярости и потребовал доставить к нему епископа и Глафиру.
Господь не допустил поругания чистой девы и позволил совершиться главному подвигу в жизни епископа Василия.
Пока приказ Лициния шел в Амасию, праведная Глафира отошла к Своему Небесному Жениху, епископа же Василия привезли к Лицинию и посадили в темницу.
В 322 году состоялся суд, на котором святитель отверг предложение стать верховным жрецом, за что его приговорили к казни и обезглавили.
Так отлетели ко Господу чистые души праведной Глафиры и святителя Василия Амасийского.
Святитель наш Василий и праведная дева Глафира, молите Бога о нас!
[1]. См. Иоанн Златоуст, святитель. Книга о девстве, Гл. 14.
Подготовила Елена Якушева