Аннотация
Согласно Концепции развития дополнительного образования детей содержание дополнительных образовательных программ должно быть ориентированно и на обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, воспитания учащихся. В условиях реализации дополнительных программ технической направленности возникает проблема интеграции воспитательного и образовательного аспектов. Таким образом, необходимо находить решения, позволяющие реализовывать воспитательную работу с обучающимся по дополнительным образовательным программам технической направленности.
В ходе занятий по робототехнике в Центре дополнительного образования обучающиеся конструировали роботов танков для соревнований. По итогам изготовления технических моделей возникла тематика проведения соревнований – Танковое сражение. В процессе диалога с ребятами выяснилась, что события Курской битвы мало известны обучающимся, в том числе и знаменитое сражение под Прохоровкой. Занятие «Танковое сражение» позволит реализовать обучающие и воспитательные задачи, направленные на патриотическое воспитание учащихся.
Форма проведения занятия: итоговое занятие-соревнование.
В ходе занятия применяется дифференцированный подход, здоровьесберегающие технологии – дети основную часть находятся в движении.
Конспект занятия по робототехнике в дополнительном образовании на тему «Танковое сражение»
Паспорт занятия:
Название: «Танковое сражение».
Руководитель соревнований: Кертекова И.С.
Интеграция с учебным предметами: история, информатика, физика.
Возраст учащихся, на который рассчитано мероприятие: 12-14 лет.
Состав групп: 3 команды по 2 человека, 20 человек зрители и болельщики.
Цель занятия: формирования гражданской идентичности у представителей подрастающего поколения путем сохранения исторической памяти.
Задачи:
- Актуализировать историческую значимость самого масштабного во время ВОВ танкового сражения Битва под Прохоровкой с целью сохранения исторической памяти у подрастающего поколения посредством использования образовательной робототехники.
- Воспитывать чувства гражданственности, патриотизма, уважения к Родине, определение личностного отношения к истории Великой Отечественной войны.
- Развивать личностные качества в соответствие с этическими нормами общения, расширение социального опыта обучающихся.
8. Образовательные технологии: проектная, личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая.
9. Необходимое оборудование: персональный компьютер (ноутбук), программное обеспечение Lego Minstrom EV3, приложение RoboCam разработчика ProgHouse, видеопроектор, робот Lego Minstrom EV3, планшетный компьютер 4 шт.
Ход занятия
Организационный момент (5 минут).
Основной момент (50 минут):
Вступительные слова педагога:
Есть в списке Славы у народа Поля, позвавшие к себе,
К защите Чести и Свободы, к патриотической борьбе.
Полки татар, французов, шведов,
На тех Полях побеждены.
Нет, мы не хвалимся Победой,
Но в ней достоинство страны.
И пусть звучит уроком в школе,
Той искрой, найденной в золе,
Рассказ о Прохоровском Поле,
На нашей Северской земле. (Василий Агеев «Русское поле»)
В 2020 году исполнилось 75-лет победы в Великой Отечественной войне. Сегодня мы поговорим о переломном моменте этой страшной войны. Вернемся в 1943 год. Вспомним, что же происходило…
2. Видео ролик о Курской битве (10 минут).
3. Обсуждение видеоролика и подготовка к соревнованиям:
Одной из самых незабываемых сражений Великой Отечественной войны была битва на Курской дуге. В 2020 году исполнилось 77 лет битвы на Курской дуге в ходе Великой Отечественной войны. 50 дней и ночей длилась Курская битва, с 5 июля по 23 августа 1943 года. Битва на Курской дуге - одна из ярчайших вех мужества и стойкости нашего народа на пути к победе в Великой Отечественной войне.
Сегодня мы вспомнили основные этапы Курской битвы, а теперь представим себя в роли танкистов, которые поведут наши танки к Победе!
Каждая пара ребят подготовила роботы танки. У нас имеется импровизированный макет местности, где происходили сражения в ходе Курской битвы. Как видите, местность насыщена разнообразными препятствиями, которые в силах преодолеть только техника, обладающая высокой проходимостью. Во времена войны танки обладали самой высокой степенью проходимость по местности в сравнении с другой военной техникой. Кто назовет самый известный танк времен ВОВ? (Т 34), а какое название носили танки противника (Тигр, Пантера) Молодцы!
Диалоговое общение со зрителями, болельщиками:
А мы с остальными ребятами обсудим наше поле для соревнований. Оно состоит из этапов, которые роботанки должны проехать, преодолев препятствия местности.
Какие названия этапов вы видите:
- «Битва под Прохоровкой» - стрельба по мишеням;
- «Миус» (Миусская наступательная операция) – преодоление устья реки Миус, имитация речного дна (галька и песок);
- «Румянцев» (операция «Румянцев») – имитация лесного массива;
- «Орёл» (Орловская наступательная операция, битва за Орёл) – имитация холмистой местности;
- «Харьков» (битва за освобождение Харькова) – проход по мосту через овраг.
Что общего с названиями этапов и Курской битвой? (ответы детей: Станции называются как основные этапы курской битвы)
- Промежуточный итог:
Итак, мы выяснили, почему именно эти этапы, расположены на нашем макете для соревнований.
- Соревнования:
Начинаем соревнования «Танковое сражение». Победит та команда, которая покажет наименьшее время прохождения трассы без ошибок.
В нашем соревновании сегодня участвуют три команды (представление команд).
Судить наши соревнования будут многоуважаемое жюри (представление членов жюри).
Теперь путем жеребьевки определим очерёдность заезда.
Перед стартом каждая команда представляется (механик-водитель, наводчик) и представляет жюри модель своего роботанка. Расскажите, из чего состоит ваш танк, что он умеет делать, какую индивидуальность вы ему предали, какие знаки отличия имеются.
Итак, поехали:
1 команда (10 мин)
2 команда (10 мин)
3 команда (10 мин)
Ребята, вы все большие молодцы! Все справились! Попросим наше многоуважаемое жюри подвести итоги.
Рефлексия (5 минут):
А пока я бы хотела у вас узнать, ребята:
- какое на ваш взгляд было самое интересное препятствие? (ответы детей)
- какое было самое сложное препятствие? (ответы детей)
- какие основные этапы Курской битвы вы запомнили? (ответы детей)
- какое значение Курская битва сыграла в Победе СССР в войне? (ответы детей).
Давайте узнаем чей роботанк сегодня оказался быстрее, прошу жюри огласить итоги. (объявление результатов, вручение грамот).
Я поздравляю всех с первыми соревнования роботанков в нашем районе и с тем, что вы были первыми его участниками!
- Заключительные слова педагога:
Наше мероприятие сегодня я хочу закончить строками известного курского поэта Николая Истомина из произведения «Прохоровка».
Вокруг нее земля фугасом взрыта,
Шли самолеты за звеном звено.
Она в России стала знаменита,
Как подмосковное Бородино.
Вот здесь по взгорьям, по лощинам узким
К нам двигалась фашистская орда,
Чтоб кровь пролить на мостовые Курска,
На наши села, нивы, города.
Но хлынула советских танков лава,
Сметая все с пути, как ураган,
За Белгород, за Харьков, за Полтаву
Погнали наши воины врага.
Со счету сбившись, смерть врагов косила,
Дымилась необъятнейшая ширь.
Вот так тряхнул своей бывалой силой
Под Прохоровкой русский богатырь.
Всем спасибо, до новых встреч!
Список литературы:
- Конструируем роботов для соревнований. Танковый роботлон /В.В. Тарапата, А.В. Красных, А.А. Валуев - Москва 2018 год.
- Агеев В. «Город у Белой Горы» - Белгород 1992 год.