Мне кажется, что по всему городу слышен гул. Это гудят мои ноги после вчерашнего... Я сейчас утром только проснулась, а гул еще слышен. На шагомере вчера натопала двойную норму. Вот как вес сбрасывать надо! Полгодика ежедневно гостей по городу поводить, и не нужны никакие диеты. Интересно, кто-нибудь знает толстого экскурсовода?
Днем на мастер-классе по приготовлению шоколада мы были. Я решила написать об этом попозже отдельную статью, потому что она большая получается. Мастер-класс превзошел мои ожидания именно как экскурсия, хоть это и не про Волгоград вовсе.
До вечера мы передвигались на Борьке. Уже приспособились ездить двумя рейсами. Сначала к месту назначения привожу старших детей и Саню, они непременно находят поблизости какую-нибудь спортплощадку. Вторым рейсом прибывают самые старшие и самые младшие.
В плане на вечер у нас световое шоу на Мамаевом кургане. В девять вечера. Мы решили устроить "два в одном", показать детям, как ходит под землёй трамвай и на этом трамвае доехать до Мамаева кургана.
Саня воспротивилась. "Поехали на машине, припаркуемся там, да и всё!" Ага. Припаркуемся. Это ж тебе не вечер какого-нибудь вторника, когда все дома сидят, едят жареную картошку. Я отказалась наотрез искать место для парковки, боюсь, я б его нашла где-нибудь на Спартановке.
Самых старших и самых младших членов Любиной семьи мы уже умотали за день, с четырех утра-то. Бабушка Таня и маленький Андрюшка решили остаться дома. Лиля тоже хотела к ним присоединиться, копытом у входа в нетерпении бил землю только Макс. Ну вот так для меня странновато, что веским доводом поднять детей на вечернее световое шоу оказалось не столько само шоу, сколько возможность на этом самом скоростном трамвае под землёй прокатиться.
Ну вот как так? Ну чего в нем такого, в этом трамвае-то? Ну да, по центру, под землей. Чертовски удобно. Никаких пробок тебе. Именно в центре, где полно машин, можно в одном месте под землю нырнуть, в другом через 10 минут выскочить. Никого же наличие метро и его преимущества в Москве не удивляют? А нашему городу метро ни к чему. Только запихать трамвай под землю именно в центре - действительно "к чему". А в других районах, не в центральных, у нас трамвай просто трамвай.
Я приехала в Волгоград в 1981 году, подземного трамвая и в помине не было. Я помню наземный трамвай, на котором ездили от кольца, где цирк, вниз по Краснознаменской, потом по улице Советской и до кольца на улице Пражской. Кажется, так было...
Вот это я древняя... Только что Сталинград не восстанавливала... И сотовых телефонов не было, и даже подземного скоростного трамвая...
А в 1985 году в центре трамвай спустили под землю и станции Комсомольская и Площадь Ленина выглядят ну просто как метро. Линия подземного скоростного трамвая, на мой взгляд, была коротенькая, ну просто Пионерская-Комсомольская- площадь Ленина, да и всё. Активно строилась линия в сторону Советского района. И нам, студентам ВолГУ, взбирающимся в мороз, дождь и ветер (уверена, что фразу "ветер в харю, а я шпарю" создал кто-то из наших) руководство универа уверенно втирало надежду, что надо подождать год, от силы два, и прямо к порогу нашего храма науки мы будем возноситься не пешкодралом с обветренно-обмороженными красными рожами, а в вагоне скоростного трамвая!
Прошло почти сорок лет. Уже названа улица рядом с Ашаном и "Акварелью" именем первого ректора ВолГУ. Улица имени Максима Загорулько. Максима Матвеевича, которого я лично знала. А скоростной трамвай от существующей остановки Пионерская продвинулся в сторону Советского района на целых три остановки. Профсоюзная-ТЮЗ-Ельшанка.
Мы спустились под землю на ТЮЗе. Пожалуй, единственное достоинство квартиры, в которую заселилась семья Любы - то, что она рядом со скоростным трамваем. Дети смотрят на это чудо света - трамвай из-под земли, а я смотрю, как дети этому удивляются...
Вообще-то они правильно удивляются. Это я к этому трамваю привыкла, как к ежедневным будням. Но вот оказывается, Волгоградский скоростной трамвай или просто «метротрам» - это уникальный вид общественного транспорта, который является гибридом привычного всем трамвая и давно известного метро. В Волгограде находится единственная в России трамвайная линия, которая имеет участок почти 7 километров, проходящий под землей.
А известный журнал Forbes - это вам не хухры-мухры!
Но мне вот одно до сих пор непонятно: в каком месте эти две норы где-то под землей меняются местами? Почему вот на ТЮЗе мы садимся в одни двери и условно слева, а на площади Ленина выходим на противоположной стороне станции и в другие двери? Википедия: "Подземные станции Площадь Ленина и Комсомольская имели центральные островные платформы, поэтому на участках ЦПКиО — Площадь Ленина и Комсомольская — Пионерская были построены скрещивающиеся тоннели для организации на этих станциях левостороннего движения с целью обеспечения возможности выхода пассажиров на платформу." Пыжилась я, пыжилась, проезжая в этих трамваях под землей, так и не поняла, где это происходит. Казалось бы - тоннель должен же или вниз заметно уйти, если эти тоннели пересекают друг друга один выше, другой ниже, ну или перекресток какой-то должен случиться? Неа. До сих пор мне непонятно, где это происходит.
Сели-то мы на ТЮЗе. Вот тут. Отдельным постом покажу, как дети у платформы вытанцовывали в ожидании, когда ж трамвай в тоннеле покажется.
ТЮЗ - это следующая остановка после конечной, если в сторону центра ехать. Поэтому мы в трамвай именно сели. А через остановку начался дурдом. Все ехали на это самое световое шоу. Двери трамвая уже физически не открывались. У кондуктора заклинило тот самый аппарат, которым сканируются карты для оплаты проезда. Следующий дурдом, с которым я неожиданно столкнулась: почему картой сбербанка я могу проплатить только четыре билета, и всё? Что за xpень? Почему не десять, например? Кто и каким образом установил это дурацкое ограничение? Вот едем мы впятером. Раз бы взмахнул картой, так нет же! Четверым я могу оплатить проезд одной картой, а для пятого билета надо доставать другую карту для оплаты. Ниччего не понимаю...
На Мамаевом кургане мы вывалились из трамвая и минут через пять поняли, что попасть на Мамаев курган - это опять из области "впихнуть невпихуемое".
У подножия Мамаева кургана в местах прохода на него сгрудился, по-моему, весь Волгоград и половина населения страны из других городов. Кругом ограждения, проход через досмотры и металлоискатели, людьми забито всё, все лестницы подхода к Мамаеву кургану. Наверное, чтобы быть прямо на самом Мамаевом кургане во время этого шоу, надо было отменять шоколадный мастер-класс, приезжать на Мамаев курган прямо часа в три, занимать хорошие места и ждать наступления вечера. Другого способа попасть в центр событий я пока не придумала. Выглядело это вот так:
Все лестницы, и не только центральные, но и боковые тоже, людьми просто забиты. Поэтому мы оставили надежду со своими уставшими детьми туда забраться и пошли в сквер.
Из сквера тоже немножко видно и немножко слышно, но конечно же, не так, как от подножия Родины-Матери...
Шоу длится пятнадцать минут. Смотреть красоту, конечно же, проще дома через экран, лучше видно. И спокойно, белые (Санькины) и салатовые (Любины и её семейства) никто бы не оттоптал. Дети бы не ухайдокались так, что в итоге не уснули в троллейбусе, когда к концу маршрута им удалось сесть. Вот прям упали на сиденья и всё, глаза у детей мгновенно закрылись. И никакие крики на весь салон "Ижееевск, Ижееееевск!!! Все выходим!!!! Ижееееевск! Выхооооодим!" не мешали им дрыхнуть без задних ног... И снова - кондуктор. Толстый. Почему все экскурсоводы худые, а кондукторы - наоборот? Они ж стоолько места в общественном транспорте занимают... Человека три бы еще поместилось. Таких, как Санька - точно.
Сегодня поедем на шествие Бессмертного полка. На скоростном трамвае до площади Ленина. А потом - пешком на Мамаев курган.
Ноги мои, вы там у меня как?