Найти тему
ПроАвтобизнес

Фронтовой работяга, младший брат Студебеккера

Сегодня, в День Победы нельзя не вспомнить об автомобилях той эпохи, которые на своих колесах вывезли всю тяжесть войны. Это, прежде всего, полуторки Горьковского автозавода и ЗИС-5. Но были еще автомобили, поставленные по закону о ленд-лизе. Наш канал в этом материале рассказывал о главной «рабочей лошадке» войны – американском Студебеккере.

Но помимо поставок трехосных Студебеккеров был еще одна интересная модель автомобиля из США. О ней многие наши читатели знают по роману «Момент истины» Владимира Богомолова. Речь идет об автомобиле «Додж», потерянной лопатке военного водителя Гусева и действиях диверсантов в тылах наступающего фронта. В общем американский автомобиль органично вписался в сюжет этого увлекательного повествования.

-2

Речь идет о тяжелом внедорожнике Dodge WC-51 (Weapon Carrier — «носитель оружия»). Это армейский автомобиль повышенной проходимости, увидевший свет в 1941 году. В Красной армии его называли «додж три четверти». А все потому, что его грузоподъемность по паспорту 750 кг.

В Красной армии Dodge WC-51 нашел применение как артиллерийский тягач для пушек калибра 76 мм. Но затем его стали использовать и для другого функционала. Автомобиль стал поступать во все рода войск. Dodge использовался для доставки личного состава, для патрулирования, в разведке, сопровождении колонн, буксировки легких прицепов, мог доставлять полевую кухню с поваром и запасом продуктов, применялся как служебный транспорт, для вывоза с поля боя раненных и т.д. В общем рабочая лошадка войны.

Транспортировка пушки ЗИС-5
Транспортировка пушки ЗИС-5

Создание такой автомобильной техники в самом разном исполнении, с полезной нагрузкой от 500 килограммов до 1,5 тонн, не имевшей в своё время аналогов, стало одним из важнейших достижений американской автомобильной индустрии.

В нашу Красную армию автомобили Dodge попадали со сборочного производства в порту Бушир на юге Ирана. По этому южному маршруту из Ирана на советско-германский фронт попадало огромное количество нужной нашим войскам техники. Что же касается автомобилей Dodge, то в период 1942-1945 гг по ленд-лизу в Красную армию поставляли в основном три базовые модели. Первая модель - WC51 с восьмиместным цельнометаллическим кузовом с тентом. Вторая WC52 с лебёдкой служили транспортёрами личного состава, командирскими и разведывательными автомобилями, а также носителями крупнокалиберных зенитных пулемётов. Третьим был штабной фургон WC53 с радиостанцией.

Колонна Dodge на марше
Колонна Dodge на марше

Всего было поставлено порядка 25 тысяч автомобилей этой марки, конечно, не сопоставимо со Студебеккерами, но все равно существенная помощь. Также ближе к концу войны начаты поставки санитарных машин WC 54 и WC 64 с закрытыми кузовами разной вместимости.

Особенности конструкции автомобиля – это пол с пятью ребрами жесткости, приспособленный для монтажа стойки, рассчитанной на мелкокалиберную пушку (до 37-мм включительно) или крупнокалиберный пулемет.

Заводился американец электрическим стартером. Шестицилиндровый двигатель был довольно тяговит и обладал отличной по тем временам мощностью.Основной ведущий мост задний, передний подключался по мере необходимости рычагом рядом с «ручником».

-5

Автомобиль обладал отличной проходимостью и очень маневренен. Колесная база небольшая и давала возможность оперативно разворачиваться на небольших участках, что важно было для артиллеристов.

Тормоза с гидравлическим приводом. При буксировке нельзя было жать "тормоз в пол", поскольку случались происшествия, когда пушка или миномет срывались с тягово-сцепного устройства и станины оказывались в кузове.

Фактически в 51 модели был один недостаток – открытая кабина, зимой продувалась холодным ветром, летом – дорожная пыль. Но на фронте было не до комфорта.

источник

Наш канал Проавтобизнес ВКонтакте

Канал в Телеграмме: https://t.me/proautobiz