Найти в Дзене

Освободитель на войне и в жизни: как ветеран Мидхат Мухарямов боролся с фашизмом

Оглавление

В День Победы вспоминаем видного татарского ученого, который спорил со Иосифом Сталиным.

Ученые-историки Казани и Татарстана почтили память видного советского историка Мидхата Каримовича Мухарямова. По этому поводу в Институте истории им. Марджани прошло отдельное заседание по случаю 100-летие со дня рождения историка.

Почему фигура Мухарямова может быть интересна для обычного обывателя, не погруженного в перипетии цеха казанских историков и их академических виражей? Да, формально фигура Мухарямова даже по меркам исторической фигуры очень заметна - он признанный специалист в исследовании периода Гражданской войны (1918-1920 годов) в Казани и в Татарстане, также он 20 лет возглавлял ИЯЛИ Казанского научного центра РАН (1963-1982 гг.).

-2

Личность Мухарямова может быть интересна широкому кругу читателей потому, что историк был ветераном Великой Отечественной войны. При этом, воевал он на передовой, был дважды очень серьёзно ранен, стал инвалидом. И вернувшись в обычную, мирную гражданскую жизнь, свою воинственность не растерял. Взявшись за исследование не самых простых с точки зрения идеологии периодов истории родного края, он расширял дискуссионное поле. До его прихода в науку, история как дисциплина была крайне заидеологизирована, заклиширована, было много запретных и опасных тем. Чего только стоит прямая цензура на исследование, изучение и популяризацию истории Золотой Орды и эпоса «Идегей» в ТАССР, подкрепленная постановлением ЦК ВКП(б) от 1944 года.

Но Мидхат Каримович в послевоенный период видел, что происходило с наукой, осознавал происходящие изменение и все эти изменения привносил в исторические исследования по истории Татарстана. Конечно нужно сделать оговорку, что учёный-исследователь, возглавлявший 20 лет научное учреждение, не мог быть абсолютно бескомпромиссным человеком с жёсткими принципами. Приходилось лавировать. Но в нашем материале мы покажем, что даже будучи руководителем-начальником, он находил возможность по-новому взглянуть на историю Татарстана.

Танковый офицер

Мидхат Каримович родился в 1922 году, в деревни Татарское Тугульбаево Кузнечихинского района ТАССР (сегодня это части территория Спасского, Нурлатского и Алькеевского районов). Отец историка - красноармеец азинской дивизии, участник за освобождение Казани от белочехов в 1918 году. Затем Карим Мухарямов мирную часть своей жизни посвятил работе учителем в школе.

Сам Мидхат Каримович во время Финской кампании Советского Союза уходит из Казанского техникума связи, идёт добровольцем в армию, становится курсантом Сызранского танкового училища. Выпускается историк уже в самый разгар Великой Отечественной войны.

В январе 1942 года Мидхат Каримович попадает в ряды 12-й отдельной танковой бригады под командованием полковника Михаила Петровича Кирпоноса. Эта бригада входила в 9-ую армию Юго-Западного фронта.

-3

В сентябре 1942 года в районе станции Самофаловка, северо-западнее Сталинграда, 12-я танковая бригада, прорвавшаяся в тыл крупной группировки войск фашистов, была полностью разгромлена, и лишь несколько человек, потеряв машины, вернулись на исходные позиции. В этом сражении танк Мухарямова был подбит и вспыхнул как смертоносный черный факел, а сам он получил тяжелые ожоги лица и рук и был эвакуирован в глубокий тыл в госпиталь в Бийске, Алтайский край.

После выздоровления вернулся на фронт. С 8 декабря 1942 года по январь 1944 года он служил в качестве офицера связи 6-го танкового корпуса (командир А.Л.Гетман) 1-й танковой армии, которой командовал один из выдающихся военачальников советских танковых войск Михаил Ефимович Катуков. К слову, этот 6-й танковый корпус отличился в боях на Курской дуге летом 1943 года, став гвардейским и получив новый номер - 11-й.

В личной характеристике офицера сохранилось такое его описание:

«Товарищ Мухарямов в должности офицера связи командования II-го гвардейского танкового Прикарпатского корпуса с 8 декабря 1942 года. За это время тов. Мухарямов участвовал во всех наступательных операциях, проводимых корпусом: Белгородско-Курском, Белгородско-Богодуховском, Казатинско-Бердичевском, Винницко-Жмеринском направлениях. Тов. Мухарямов показал себя исключительно храбрым офицером. Все задания, поручаемые командованием, выполнял добросовестно, четко и аккуратно. Своей работой он во многом помог командованию в управлении войсками, ведущими бои. ...25 января 1944 года в бою на Винницко-Жмеринском направлении был тяжело ранен».

Да, второе ранение Мухарямова было крайне значительным. Его отправляют в глубокий тыл в тяжелейшем состоянии. Несколько раз снимали его с санитарного поезда из-за высокой температуры. Только через месяц после ранения он попал в госпиталь Ташкента. У него ампутировали правую ногу. Операция делалась под местной анестезией. Врачи хотели ампутировать и вторую ногу. Состояние его было тяжелое. Но он категорически отказался.

Казанский историк Сафронов вспоминал, как же мучился с этой оставленной ногой Мидхат Каримович:

«Вижу, Мидхат без ноги, на костылях, а я уже хорошо овладел протезом и чувствовал себя не таким стесненным, как на костылях. Спросил Мидхата, почему он не носит протез. Он ответил, что не может, так как культя слишком мала и никакой протез на ней не держится. Да и к тому же и вторая нога повреждена».

-4

За боевые и трудовые заслуги Мидхат Каримович был награждён орденом Ленина, двумя орденами Отечественной войны, двумя орденами Красной Звезды и другими медалями.

По возвращению на гражданку, Мухарямов не сразу связывает свою жизнь с исторической наукой. Он поступает учиться в Казанский юридический институт.

«Так говорят исторические документы»

Четырёхгодичный курс юридического института Мидхат Каримович с завидным упорством заканчивает за три года. Получил диплом с отличием. Однако идти дальше в юристы передумал.

В 1948 году он становится аспирантом Института языка, литературы и истории Казанского филиала АН СССР. Учась в аспирантуре, защищает диссертацию «Борьба против иностранных интервентов и белогвардейцев на территории Татарии в 1918-1920 гг.» в 1952 году. Затем Мухарямов работал учёным секретарём (1951-1958 гг.), заведующим сектором истории (1959-1963 гг.), а затем уже в течении 20 лет возглавлял сам ИЯЛИ, был директором.

Первый свой смелый шаг в сторону освобождение истории Татарстана и татар от идеологических пут Мидхат Каримович предпринял ещё в 1952 году, при пока ещё живом Иосифе Сталине.

-5

Сотрудникам ИЯЛИ стало известно, что в новом издании Большой Советской Энциклопедии собираются опустить статью о Муллануре Вахитове, считая его буржуазным националистом. Молодой историк Мухарямов вместе с завсектором истории Хайри Гимадиевичем Гимади написали на имя Сталина письмо, в котором они доказывали необходимость оставления в БСЭ статьи о выдающемся революционере. Письмо было передано набиравшему могущество партийному деятелю Михаилу Суслову. Была создана специальная экспертная комиссия по этому вопросу. После долгих споров и разбирательств комиссия вынесла положительное решение - статье о Муллануре Вахитове быть. Но обязательное указание - Вахитов работал под руководством Ленина и Сталина, а также боролся против татарской контрреволюционной буржуазии. Казанские историки пошли на компромисс. По меркам современников, этот поступок Мухарямова был очень смелым и в тоже время опасным - вот так в лоб пойти официозу в исторической науке. Отметим, что это был 1952 год, когда в стране через год раскрутиться трагедия под названием «Дело врачей».

В 1958 году у Мухарямова вышла книга «Октябрь и национальный вопрос в Татарии (октябрь 1917 - 1918 гг.). Тогдашние структуры по научной цензуре обвинили его в переоценке положительных моментов в национальном движении татар, в частности, роль Вахитова и Мусульманского социалистического комитета, деятельность Гасимова, Ахмадиева. Руководству Казанского филиала АН СССР было предложено обсудить и осудить эту книгу.

В актовом зале Казанского филиала Академии наук при участии ученых и преподавателей общественных наук вузов города два дня шло «обсуждение» книги Мухарямова. Мидхат Каримович опираясь на костыли с периодически возникающими болями в ноге стоял перед многочисленной аудиторией и мужественно отстаивал своё детище. Он безо всяких эмоций, убедительно доказывал правоту и упорно повторял: «Так говорят документы».

Товарищи историка Мухарямова удивлялись, почему он так скрупулезно изучал события, связанные с Гражданской войной. Его коллега Альтер Львович Литвин вспоминал: «Меня не раз поражала эта его привязанность к однажды избранной проблеме. Был и другой вопрос: как мог человек, вернувшийся с войны инвалидом, исследовать столь скрупулёзно историю другой, но тоже войны? Однажды я спросил его об этом. Ответ был сколь серьёзен, сколь и лаконичен: «Хочу понять, что я защищал в Великую Отечественную... И что нужно сделать для того, чтобы никаких войн не было...».

-6

Доктор исторических наук Шарапов вспоминал, какой серьёзный вклад внёс Мухарямов не только в развитие казанской исторической школы, но и фактически в межнациональный мир и диалог в республике. Национальные вопросы в исторической науке очень волновали Мухарямова.

- Мухарямов предпринял существенные шаги, чтобы восстановить подлинную историографию Татарстана. Повысить статус, перейти от статуса краеведения в российской историографии к статусу историографии Татарстана как страны. Двухтомная «История Татарской АССР» (Казань, 1955 и 1960) в основном отражала первый подход. Независимо от желаний получалось, что история Татарстана, начиная с 1552 года - это политическая, социально-экономическая и духовная истории, прежде всего, сформировавшейся здесь русской общины, к которой «примыкает» вся история татарского народа и не только в области государственного устройства. Преимущественно говорилось о необходимости как можно больше приблизиться к исторической истине. Отчётливо чувствовалось стремление представить историю Татарстана не в виде «противостояния», а, главным образом, как позитивное взаимодействие русского и татарского народов, - вспоминал Шарапов.

К слову, сама книга «История татарской АССР» вышла в 1973 году.

Именно благодаря изысканиям Мидхата Каримовича в области национального вопроса и национальных движений, отдельного татарского национального движения начала ХХ века, джадидизма, ваисовского движения, роли Мусульманского социалистического комитета и его лидера Мулланура Вахитова, а также Мирсаида Султан-Галиева мы сегодня имеем те представления и те знания, которые в послевоенном Советском Союзе были жестко заидеологизированы, а некоторые и вовсе опасны. Но ветеран-инвалид Великой Отечественной войны историк не испугавшись танковых битв на поле сражения, также мужественно противостоял цензуре в исторической науке.