Найти тему

Серебрякова: замуж за брата

Для меня загадка, почему о Зинаиде Серебряковой до сих пор не сняли фильм, судьба этой женщины невероятно пронзительна. Сегодня расскажу о главной любви в жизни талантливой художницы. 

Автопортрет
Автопортрет

Зинаида родилась в 1884 году в родовом имении Нескучное под Харьковом в интеллигентной семье: ее папа Евгений Лансере — скульптор, ее мама Екатерина Бенуа — художница, дочь архитектора Николая Бенуа. 

На становление ребёнка влияют не только гены, ещё и среда. Хочешь вырастить творческого человека, сам занимайся творчеством. В доме устраивали театральные вечера, читали книги, играли на фортепиано, рисовали, спорили о живописи, об их семье говорили - «все дети у них рождаются с карандашом в руке». И Зинаида тоже стала рисовать, оказалась очень способной. Она - одна из первых женщин-художниц в России, чей талант был признан. 

Дочь Зинаиды Катя в голубом у ёлки, 1922 год.
Дочь Зинаиды Катя в голубом у ёлки, 1922 год.

Но вернёмся в детство. Скромная, робкая, интроверт, девочка подружилась со своим двоюродным братом Борей Серебряковым. Повзрослев они поняли, что это глубокое чувство, что они любят друг друга. Семьи не возражали против их отношений, однако союз не приветствовала церковь.

Портрет Бориса Серебрякова, 1905 год.
Портрет Бориса Серебрякова, 1905 год.

Пришлось побороться за возможность пожениться. Они были не только разных вероисповеданий: она — католичка, он православный, но ещё и двоюродными братом и сестрой, близкое родство.

Священники отказывались их обвенчать. Пара даже думала принять лютеранство, чтобы пожениться. В итоге нашли священника, который согласился пойти навстречу влюблённым. Впрочем, «Валентин» действовал не без финансового подкрепления - ему заплатили 300 рублей, солидную по тем временам сумму.

«Девушка со свечой». Автопортрет  1911 года.
«Девушка со свечой». Автопортрет 1911 года.

А дальше было счастье. Зинаида продолжала учиться живописи, рисовала, Борис ездил по стране, строил железные дороги — он был инженером. У них родились четверо детей: две девочки и два мальчика. Семья много времени  проводила в имении Нескучном.

«За завтраком», 1914 год.
«За завтраком», 1914 год.

В период абсолютного счастья, гармонии  в жизни Зинаида написала свою самую известную работу «За туалетом». Как она сама описывает создание этого полотна:

«Мой муж Борис Анатольевич был в командировке для исследования северной области Сибири, в тайге. Я решила дождаться его возвращения, чтобы вместе вернуться в Петербург. Зима этого года наступила ранняя, все было занесено снегом  наш сад, поля вокруг  всюду сугробы, выйти нельзя, но в доме на хуторе тепло и уютно. Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь "на туалете"».

«За туалетом». Автопортрет 1909 года.
«За туалетом». Автопортрет 1909 года.

Ранее утро, начинается хороший день, светлая, красивая, полная свежести девушка смотрит в зеркало, взгляд искрящийся, хочется любоваться ею. От нее растекается, разливается спокойствие и счастье. Художница поделилась своим внутренним состоянием.

Из писем ясно, что Зинаида и Борис занимались хозяйством, обсуждали, как спасти урожай от дождей, делали елки для детей крестьян, Зинаида писала картины: сельский быт, баню, крестьянок, детей. 

«Жатва», 1915 год.
«Жатва», 1915 год.

Жизнь Зинаиды разломилась на две части после Революции 1917 года. Крестьяне предупредили ее, что в Нескучном планируется погром, муж в этот момент был в командировке в Сибири, она собрала детей, пожилую маму и уехала. 

Остановились в Харькове. Позже встретились с Борисом, однако произошла трагедия - он заразился тифом и умер в Харькове на руках жены.

Портрет Бориса Серебрякова, 1913 год.
Портрет Бориса Серебрякова, 1913 год.

«Это было ужасно, агония продолжалась пять минут, — писала мама Зинаиды Екатерина, — плач, рыдание детей, мальчики были неутешны (Катюша не понимала). Зинок мало плакала, но не отходила от Боречки...»

35-летняя Зинаида осталась без денег, без дома — усадьбу в Нескучном разгромили и сожгли, с четырьмя детьми и пожилой мамой.

Самая пронзительная ее картина - «Карточный домик», изображены ее дети, которые строят домик. Он сейчас разрушится, ощущается напряжение, секунда «до».

«Карточный домик», 1919 год.
«Карточный домик», 1919 год.

Зинаида очень любила мужа и следующие почти полвека жизни считала невозможным для себя выйти замуж еще раз.

«Ах, так горько, так грустно сознавать, что жизнь уже позади, что время бежит, и ничего больше, кроме одиночества, старости и тоски, впереди нет, а в душе еще столько нежности, чувства. Я в отчаянии, все так безнадежно для меня. Хотя бы уехать куда-нибудь, забыться в работе, видеть небеса, природу».

«На террасе в Харькове», 1919 год.
«На террасе в Харькове», 1919 год.

И она видела - небеса, природу, красоту людей, творила, писала полотна, занималась детьми. Любовь к Борису принесла до конца своих дней.

О дальнейшей судьбы Зинаиды расскажу позже. Если было интересно, поставьте статье лайк и напишите комментарий.