Сейчас много говорят о том, что у школьников нет мотивации к развитию. Всё свободное время занимают просмотр видеороликов в интернете или компьютерные игры. Тут ничего не попишешь - идёт новый технологический уклад. Всё строится на компьютерных технологиях. Да и в потребительском обществе легче что- то купить, чем делать самому (хотя тот же Алиэкспресс предлагает и наборы для творчества).
Работа "руками" уходит в прошлое. В больших городах множество жителей, которые по каждой мелочи обращаются в специализированные фирмы. Даже если надо просто прибить гвоздь, отремонтировать электрочайник, прикрутить отвалившийся провод, выполнить мелкий ремонт мебели или вкрутить лампочки в люстру. Но жизнь иногда ставит всё на свои места и эти люди стали полностью беспомощными при катаклизмах, войнах (вспомним г. Мариуполь).
Но почему в прошлом веке практически каждый подросток приобретал навыки работы со слесарным или столярным инструментом, радиолюбительство было массовым? Отчасти это было обусловлено некоторым дефицитом. Как товаров, так и денежных средств у родителей. И даже если были средства, то иногда родители не баловали, а "лишние" средства копили на сберкнижках.
Мы находили выход из положения сами. Такая "тачка", какую вы видите на фото, была и у меня. Только подшипники покрупнее и передняя ось поворотная, с верёвкой для управления. А друг, у которого отец был водителем на самосвале, и который с детства знал, что тоже будет "шофёром", приспособил к тачке самодельный руль. Хотя мечтали о детской машинке "на педалях". Да никто не купил.
Часто жгли небольшие костры, на которых ставили различные опыты. Например выцарапывали в силикатном (белом) кирпиче различные фигурки и заливали эти формы расплавленным на костре свинцом. Откуда свинец? Да валялся от разделанных при ремонтах кабелей (ведь цветмет тогда никто не собирал). Самый шик был выцарапать в кирпиче пистолет. Пусть он был пистолетом только с одной стороны, но имел вес, как настоящий!
Спички всегда болтались в карманах, а отсюда опыты. Забили гвоздь в асфальт, вытащили его и настругали в дырочку "серу" из спичек. Вставили гвоздь, ударили по нему кирпичём - небольшой взрыв и микроворонка в асфальте.
Хотя можно было свободно купить в магазине детские металлические пистолеты и пистоны к ним.
Реактивное движение изучалось на ракетах из фольги. Наматываешь фольгу на карандаш, затем один край завальцовываешь и в трубку насыпаешь мелко нарезанный горючий целлулоид (был такой пожароопасный материал - старые цветные фотоплёнки, расчёски, куклы и горели, как порох). Вставляешь спичку, обжимаешь вокруг неё фольгу и сопло готово. Подогрел спичкой ракету с головной части и она полетела!
Мне вообще родители зачастую покупали конструкторы. Сначала небольшие металлические, а затем очень большие (большая коробка за 10 рублей). Или набор для выпиливания "железной дороги". Электрофицированной! Из фанеры, фольги и проводов! Ещё собирал различные детали от поломанной техники - колёсики от будильника, болтики, провода, переключатели. Всё это применялось в симбиозе с конструкторами.
Апофеозом стал конструктор для сборки простенького радиоприёмника. Не собрал, но изучил как выглядят радиодетали и т.п. Задолго до уроков физики в школе! И занялся радиоделом с детства и до пенсии (на любительском уровне). Что пригодилось в 90-х, когда выживал, ремонтируя старые телевизоры.
А химические опыты. Засыпал в стакан с водой немного соды и лимонной кислоты - вот тебе и газировка. Подогрел марганцовку в баночке, а потом туда тлеющую палочку, которая ярко вспыхивает - ясно, что выделился кислород. Взял у родителей соляной кислоты (мыли унитазы), туда алюминиевую проволоку. Бурная реакция с выделением газа - поджигаешь и горит. Ага - это водород. Дефицит батареек? Лепил самодельные гальванические элементы из стеклянный пол - литровых банок с раствором соли и электродов из меди и цинка. Цинк "стянул" у отца - он делал с помощью цинка паяльную кислоту. А опыты с медным купоросом по покрытию медью металла.
Родители конечно могли купить мне набор юного химика, но... тогда многих не баловали.
Слесарные работы? Есть велосипед, а в комплекте сумочка с гаечными ключами. Ремонтируй сам, да не забывай смазывать подшипники. Кататься вечером, а нет фары? Отражатель из фольги, лампочка и батарейка. А если есть велодинамка, то вообще можно сделать и задний стоп - сигнал, и поворотники. Хочешь, не хочешь, а основы электротехники осваивай.
Надо ли это сейчас? Ещё как надо. Приходят молодые ребята на производство. Компьютерная грамотность на высоте, а вот установить датчик, отремонтировать прибор, что- то модернизировать или внести рацпредложение (не всё ведь снабженцы привозят) - не могут. Зачастую не развито техническое мышление и нет навыков работы с инструментами.
В России на правительственном уровне уже пытаются исправить эту ситуацию - с помощью массового создания технических кружков. Но будут ли в этом заинтересованы школьник, которых со школ ориентируют на гуманитарные профессии, на обязательное получение высшего образования, на работу в офисах?
А пока в том же г. Мариуполь (мой родной город, где я родился и вырос) уже два месяца нет электроэнергии, а энергетики просят потерпеть ещё несколько недель. Вместо электричества - тлеющий фитилёк в блюдечке с растительным маслом. Рядом лежат материалы для самоделкиных - разбитые автомобили, цветмет, различные химикаты в разбитых магазинах. Где же самодельные гальванические элементы, где ветрогенераторы и велогенераторы из автогенераторов. А рядом разбитая ж/д станция. Там электрооборудование в разбитых пассажирских вагонах. А где "самоделкины"? Не вырастили.