"Так ничего и не знаю я про отца, что с ним случилось, пропал без вести и весь сказ...", - вздыхала моя бабушка в разговоре с женщиной, жившей когда-то давно по соседству и приехавшей проведать родные места. И обе вытирали выступившие слёзы.
А мне тогда было всего лишь шесть лет, я весело прыгала вокруг них и вдруг замерла: "Как это так? Как бабушка не знает где ее папа? Вот мой папа дома, ходит на работу, и я всегда знаю, что вечером он обязательно придёт домой! А на выходных мы поедем с ним на рыбалку. Как же можно не знать, куда пропал отец?"
Тогда, будучи ребенком, я впервые услышала слова "пропал без вести".
Став постарше, я осторожно спрашивала у бабушки, про её отца, моего прадеда Николая. Эта тема была для бабушки Маши очень болезненной, она всегда плакала.
"Отца забрали на фронт уже в конце июня 1941. Мне пятнадцать лет было, я хорошо его помню, - рассказывала она, - Мы в полях работали как раз. Прибежал кто-то, сказал, что списки пришли, что мужикам нужно возле конторы собраться, на фронт их отправят. Пошли домой, мать собрала ему узел с кое-какими продуктами и пошли его провожать. Вой стоял на всё село - так бабы с детьми сыновей, мужей и отцов своих провожали. И всё: подошла машина, обнял отец маму и нас троих, запрыгнул с другими мужиками в кузов, помахал рукой на прощание и уехал. Из тех, кто с отцом уезжал, только один вернулся с фронта, безногим. Больше никто. Отец только одно письмо успел нам прислать. А больше ничего про него не узнали мы... И в военкомат сколько раз я писала. Один ответ: "Пропал без вести". Как пропал: погиб ли в бою, в плен ли попал, может в госпитале от ран умер? А может память отшибло от ранения, такое тоже на фронте бывало. Самое страшное, что в неведении всю жизнь прожили мы, ведь надеялись, что жив, мама наша мужа своего ждала, а мы, дети, отца ждали, верили что вернётся. Я много лет за него за здравие свечи ставила, думала - может жив, может в плен куда угнали. А потом уж только, через много лет, за упокой ставить начала», - говорила она.
Прадеда Николая призвали на фронт, когда ему было 37 лет. Судя по документам, в 37 лет он и погиб, провоевав три месяца.
В списках и базах данных, в которых его пытаюсь найти уже я, его правнучка, указана только информация из документов, уточняющих потери:
Воинское звание – красноармеец,
Причина выбытия – пропал без вести,
Дата выбытия – 26.09.1941.
Таких историй – миллионы. Сколько родителей, жён, детей ждало своих родных долгими бессонными ночами, надеясь и веря, что они вернутся домой живыми... Но вернулись не все…
Сегодня, в День Победы, хочется сказать, что хотя нам неизвестны судьбы многих наших близких, участников Великой Отечественной войны, но для нас они - защитники нашей Родины, они живы в нашей памяти, в памяти детей, внуков, правнуков!
Спасибо всем – и прошедшим войну и не вернувшимся с неё, кто ценой собственных жизней сохранил для нас мирное небо над головой!
Низкий Вам поклон!